29.08.2022 16:59
    Поделиться

    450 человек на место. Заславский и Любимов рассказали о приемной кампании в творческих вузах

    Новый учебный год творческие вузы начинают с большим количеством иностранцев - лидируют, по традиции, студенты из сопредельных государств, но не поменяли своих планов в угоду политической повестке и абитуриенты из Европы. О том, кто приехал учиться в Россию, о самых популярных специальностях и том, почему, поступая на актера или режиссера в 2022 году, нужно быть настоящим романтиком, журналистам рассказали ректоры ведущих учебных заведений.
    Нина Зотина/РИА Новости

    Не секрет, что для российских вузов - и творческих в особенности - последние годы стали тяжелым испытанием. Сначала пандемия, теперь - пресловутая cancel culture. Впрочем, с этими вызовами, вопреки всем страхам и неприятным ожиданиям, удалось справиться. И это первое, на что обращают внимание руководители учебных заведений.

    "Главная победа 2022 года - мы наконец-то проводили вступительные испытания без ограничений и дистанционки, в очном формате, - уверен ректор Высшего театрального училища имени Щепкина Борис Любимов. - Все-таки стены родного института - это стены родного института".

    Еще одна немаловажная примета нынешней приемной кампании - высокий интерес студентов из других стран.

    "По правде говоря, для нас было удивительным, что не случилось того кризиса, который можно было бы предположить, - отмечает ректор ГИТИСа Григорий Заславский. - Были опасения, что в Европе и других странах ребята, попав под каток пропаганды, откажутся поступать в российские вузы, но нет. К нам приехали из Финляндии, Японии, очень интересное направление - Монголия. Так что можно констатировать - для абитуриентов никакой отмены России не было. А вот китайцы, как ни странно, все семеро отказались ехать в Москву".

    Всего в ГИТИС поступили 25 иностранцев, а вот "Щепка" в этом году набрала целый национальный курс - из Абхазии. Он, уверен Борис Любимов, станет украшением вуза. Кроме того, в числе учащихся есть теперь и немцы. Ну, и по уже доброй традиции - белорусы, киргизы… Приезжают и из Луганска и Донецка.

    Что же касается наиболее востребованных факультетов, то в ГИТИСе все "по классике" - 430-450 человек на место на актерский курс. В Московском государственном институте культуры (МГИК) ситуация иная: больше всего желающих поступить оказалось на факультеты графического дизайна (31 человек на место), эстрадно-джазового пения (24 человека на место) и режиссуры кино и телевидения (22 человека на место).

    "Всего на 500 наших бюджетных мест было подано более шести тысяч заявлений. Еще 458 ребят будут учиться на платной основе. Таким образом, мы приняли почти тысячу первокурсников, но по некоторым направлениям еще идут донаборы", - рассказывает ректор МГИК Екатерина Кудрина.

    Что касается нововведений - есть приятные и не очень. Приятные: теперь художник по гриму - официально высшее образование. В этом году впервые в России курс по этой специальности набрал ГИТИС. До этого момента, несмотря на мировую практику, эта специальность была исключительно в системе среднего образования. А вот сложность, с которой столкнулись все - запущенный в июне суперсервис "Поступление в вуз онлайн". И в ГИТИСе, и в Щепкинском училище сходятся во мнении, что пока под творческие экзамены система вообще не заточена и представляет собой, скорее, испытание - и для поступающих, и для преподавательского коллектива.

    "Но из хороших новостей - доработка программы продолжается, и мы надеемся, что к следующему году эта система будет для нас пригодна", - отмечает Григорий Заславский.

    Борис Любимов: Наконец-то мы проводили вступительные испытания в очном формате. Фото: Сергей Михеев

    Он же подчеркивает, что в новоиспеченных студентах гораздо больше романтики, чем в предыдущих наборах: "В том, кто после двух лет пандемии не передумал стать актером и режиссером, определенно должна быть большая доля романтизма", - шутит ректор.

    А что с трудоустройством? В этом вечном вопросе тоже наметился новый вектор - выпускники постепенно переключаются с бескомпромиссного завоевания столицы на возможности в регионах.

    "У нас одна выпускница уехала служить в труппу театра в Архангельск. Это революционная смена сознания и результат того, что многие региональные театры сегодня живут намного интереснее, чем московские. И есть большая вероятность, что служа в том же Архангельске, человек будет выходить на московскую сцену гораздо чаще, чем оставаясь в столице", - отмечает Заславский.

    Согласен с коллегой и Борис Любимов: "Здесь очень важно развитие жизни в городах России - и творческой, что сейчас, к счастью, происходит, и бытовой, инфраструктурной. Если в Нижнем Новгороде, Калуге, Новосибирске будет не хуже, чем в Москве, люди, конечно, поедут туда. Тем более, что возможности для реализации там есть".

    Поделиться