Со слов директора Федерального научного центра овощеводства (ФГБНУ ФНЦО) Алексея Солдатенко, в советские годы отечественные цикороводы из разных регионов практически полностью обеспечивали сырьем производителей конечного продукта - молотого и растворимого цикория для приготовления напитков. А сегодня этот корень если и выращивают, то на набольших площадях в фермерских хозяйствах. Промышленных объемов нет, и все существующие перерабатывающие производства работают в основном на зарубежном сырье: примерно 50 процентов его поставляет Индия, более 20 процентов была доля Польши, примерно 10 процентов давала Германия. Понятно, что в сегодняшних условиях порядок цифр должен измениться.
- Если мы хотим обеспечить бесперебойную работу отечественных предприятий, это касается любой сферы, необходимо, чтобы основной объем сырья тоже был отечественным. Тогда производственные цепочки будут выстраиваться намного проще, - говорит Алексей Солдатенко.
Первый шаг в этом направлении ярославцы сделали: представители органов власти, науки, сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий во второй декаде августа обсудили, что необходимо сделать, чтобы традиционную для местности сельхозкультуру вернуть на поля, а урожай - на специализированные российские фабрики. Заместитель председателя правительства Ярославской области Валерий Холодов заявил, что создаваемая сейчас рабочая группа займется расчетом экономической целесообразности выращивания этой культуры, а также разработкой технологических карт ее возделывания.
Специалисты между тем признают: несмотря на то, что в турбулентные 1990-е и прочие кризисные годы в Ростовском районе Ярославской области уцелел филиал Федерального научного центра овощеводства - Ростовская овощная опытная станция по цикорию, засеять голубой "ромашкой" большие площади быстро не получится.
- Во-первых, нет нормальных семян. Это главное. Откуда им взяться, если культуру в серьезных объемах давно не выращивали, - называет первую проблему гендиректор одного из ведущих сельхозпредприятий Ярославской области "Красный маяк" Василий Финогеев. - Сейчас есть семена с всхожестью 65-70 процентов, то есть из ста семечек как минимум 30 не взойдут. И чтобы не было пустот на полях, придется увеличивать количество семенного материала, что, в свою очередь, ведет к общему загущению посадок. Проредить же их можно только вручную. Ну а если вручную - значит, дальнейшая работа будет просто невозможна. Она никогда не окупится.
По словам главы сельхозпредприятия, в советское время весь цикорий выращивался именно вручную, и на его прополку-уборку в колхозы привозили городских рабочих с заводов. Несмотря на всю романтику тех коллективных выездов, сегодня такое, естественно, невозможно.
- Поэтому все должно быть механизировано: посадка, уход, уборка. А этого тоже сейчас нет, - сетует Василий Финогеев.
Но главное - на территории региона отсутствует крайне необходимое в производстве напитка из цикория звено - сушильный комплекс, где выращенные на полях корни моются, режутся и сушатся и откуда потом поступают непосредственно на фабрики для переработки в растворимый цикорий, цикорный концентрат и прочие полезные продукты. Жители Ростовского района рассказывают, что в девяностые и начале двухтысячных годов даже частники в населенных пунктах вокруг села Белогостицы еще активно возделывали эту богатую инулином культуру - по полгектара, по гектару, а кто-то и по два. Где-то сажали картошку, а здесь предпочитали цикорий, который сдавали за наличные деньги на сушилку в селе Воржа. Но потом сушильный цех закрылся, и посадки тоже прекратились.
- Начинать заниматься цикорием нужно с семян и сушилки и при участии государства, - уверен гендиректор "Красного маяка". - Технику можно частично докупить, что-то переоборудовать, использовать внутренние резервы, но сушильный комплекс без участия государства не построить. А он необходим, потому что возделывающие цикорий хозяйства должны четко понимать, куда и кому они потом продадут свой урожай. Продать же можно, по сути, только сухой цикорий, поскольку у многих переработчиков нет своих сушилок. Мы последний раз сеяли эту культуру в 2008 году, привезли на предприятие, где есть своя сушилка, 980 тонн корня, а у нас приняли только часть. 300 с лишним тонн признали некондицией, и мы вынуждены были соглашаться на продиктованные предприятием условия, продавать с убытком. При этом число компаний, покупающих сухой цикорий, значительно больше.
Василий Финогеев говорит, что готов заняться цикороводством, в том числе построить сушильный комплекс, если бизнес в этом вопросе финансово поддержит государство. Потому что, с его слов, "риски очень большие, и все их взять на себя он не готов".
Тем временем для получения семян цикория осенью будущего года уже сейчас надо бы закладывать корни, объясняет руководитель Ростовской овощной опытной станции по цикорию Ирина Смирнова.
- Наша станция поддерживает запас семян, но в небольшом количестве, потому что много лет они не были востребованы в серьезных объемах. И за один год произвести столько семян, чтобы засеять значительные площади, просто невозможно. Цикорий - культура двухгодичная, то есть семена созревают только на второй год, - объясняет специалист.
С 1990-х годов финансировавшаяся по очень остаточному принципу и только в последнее десятилетие - получше, эта станция обладает самой большой в России коллекцией из 32 сортов цикория. На экспериментальных площадях в 2,6 гектара ее специалисты практически вручную выполняют многие технологические операции: прореживают, пропалывают посадки, собирают корни и семена (хотя технологии для комбайнов и прочей сельхозтехники ими же и разработаны). Для "поддержания штанов" этого достаточно, но для обеспечения растущего спроса на качественный семенной материал - точно не хватит. В прошлом году, например, здесь не смогли собрать созревшие в большом количестве семена из-за банального отсутствия нужной сельхозтехники. То есть дело опять упирается в деньги...
Поскольку у российских сортов цикория корни, как правило, достигают длины в 40 сантиметров и больше, что затрудняет их уборку, ученые на станции сейчас работают над созданием сортов с более короткими, но широкими корнеплодами (типа сахарной свеклы). И такие сорта, рассказывают здесь, уже есть. К примеру, "среднедлинный" Петровский легко убирается комбайном.
- У нас есть сорта, которые вполне пригодны для условий Российской Федерации, в том числе Ярославской области, - подтверждает директор ФГБНУ ФНЦО Алексей Солдатенко. - Технологии разработаны, но их в любом случае нужно еще шлифовать в рамках уже производственных испытаний: это не делалось, поскольку производители конечной продукции закупали сырье за рубежом.
По словам Солдатенко, ученым предстоит провести производственные испытания для оценки перспективных отечественных сортов, а также выбрать наиболее оптимальные технологии выращивания.
- Работа большая. Но фундамент у нас есть для того, чтобы результат получился хорошим, - уверен директор научного центра.
Сергей Соколов, учредитель кофе-цикорного комбината:
- Задача продовольственной безопасности России неразрывно связана с самообеспечением страны сырьем. Агрокультуры, которые хорошо растут в наших широтах, а среди них и цикорий, должны возделываться активнее, получать новые посевные площади. Мы можем перерабатывать тысячи тонн корня цикория в год, но на сегодняшний день зависимость от импорта сырья из дружественных стран остается крайне высокой. Ростовский район Ярославской области традиционно является территорией произрастания цикория, но экономические кризисы 1990-х и 2008 года нанесли большой урон этому направлению, так как были утрачены некоторые предприятия, необходимые для построения внутрирегиональной полной цепочки от поля до прилавка. Очень хорошо, что удалось сохранить научную составляющую и цикл промышленной переработки, благодаря чему знакомый всем напиток из цикория вернулся в магазины. На фоне тренда на здоровое питание его популярность будет только расти. Надеемся, что через совместную работу с правительством Ярославской области, Федеральным научным центром овощеводства и сельскохозяйственными предприятиями региона мы сможем сделать шаги по возрождению промышленного цикороводства.