31.08.2022 13:27
Поделиться

В ноябре Госдума рассмотрит во втором чтении закон о такси

ТАСС

Госдума планирует в ноябре рассмотреть во втором чтении законопроект, регулирующий деятельность такси. Это следует из программы законопроектной работы Госдумы на осеннюю сессию 2022 года. Эксперты полагают, что предлагаемые документом меры сделают поездки на такси безопаснее.

В начале июля законопроект об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси был принят в первом чтении. Он призван урегулировать социально значимую отрасль, в которой трудятся сотни тысяч человек. По официальным оценкам, численность вовлеченных в сферу такси граждан составляет около 1,5 миллиона.

"Законопроект входит в перечень документов, которые подлежат первоочередному рассмотрению во время осенней сессии. Рассчитываем принять его не позднее ноября, - рассказал "РГ" член комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Александр Толмачев. - Ко второму чтению поступили предложения с поправками к проекту от участников рынка, депутатов и общественных организаций, мы их внимательно рассмотрим. Но эксперты сходятся во мнении, что текущая версия законопроекта является компромиссной и его необходимо принять".

Законопроект уже получил большой резонанс ввиду высокой общественной значимости. Ведь действующий закон, регулирующий работу такси, был принят более 10 лет назад и, например, никак не регулирует деятельность агрегаторов. Между тем в последнее время рынок пассажирских перевозок в России рос именно за счет увеличения числа заказов через приложения. С агрегаторами работают даже традиционные таксопарки. При этом деятельность служб заказа легковых такси и, в том числе, агрегаторов законодательством не урегулирована. Не определены их правоотношения с перевозчиками и пассажирами.

Рассматриваемый Госдумой законопроект призван урегулировать основные изменения, которые произошли на рынке такси. Он должен впервые закрепить понятие агрегатора такси, и, что важнее, определить его ответственность в случае ДТП. Это защитит интересы и безопасность пассажиров.

"Агрегаторы играют существенную роль на рынке, их ответственность перед пассажирами, перевозчиками и властями станет пропорциональна их рыночной роли, - отметил Александр Толмачев. - В текущей версии законопроекта предусмотрена ответственность агрегаторов за ущерб в случае ДТП. Принятие закона позитивно скажется на безопасности поездок. Кроме того, законопроектом предполагается введение требований к водителям такси".

Еще одно из важнейших положений законопроекта - возможность для самозанятых работать в такси напрямую. Сегодня в России насчитывается более пяти миллионов самозанятых, и работа в такси - один из самых популярных у них видов деятельности. Однако сейчас, чтобы получить право перевозить пассажиров, они должны сначала зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей. Новый законопроект даст возможность самозанятым заниматься перевозками без открытия ИП, лишь заключив договор с агрегатором. Это заметно снизит административную и финансовую нагрузку на водителей. А деятельность таких перевозчиков будет контролироваться благодаря сведениям, предоставляемым службами заказа такси в региональную информационную систему.

В настоящее время законопроект о такси готовится ко второму чтению. Поступают поправки, идет общественное обсуждение. К примеру, в июле в Общественной палате города Москвы прошел круглый стол Комиссии по транспорту, где обсудили положения документа. Члены Комиссии поддержали законопроект, отметив, что благодаря ему поездки на такси для пассажиров станут безопаснее, а водители будут работать в соответствии с законом и соблюдать режим труда и отдыха.

"В начале августа я также внес собственные предложения по изменению законопроекта, - рассказал Александр Толмачев. - Самые важные из них касаются того, что новые правила и ограничения нужно вводить постепенно. То есть дать бизнесу и водителям привыкнуть к новым правилам и не штрафовать за нарушения с первого дня вступления закона в силу. Надеюсь, что мы сможем принять данный законопроект как можно быстрее, поскольку действующий закон не учитывает интересов всех участников современного рынка такси".