Белорусские народные композиции для дуды и волынки покорили зрителей на фестивале "Спасская башня"
Их выступление завораживает с первых секунд. Беспроигрышный козырь - волынка, которую выбрали в качестве аккомпанирующего инструмента. Дело в том, что волынки полюбились постоянным зрителям, обычно с ними выступал ирландско-шотландский оркестр, созданный специально для "Спасской башни" в Москве. Увы, в Ирландии и Шотландии на этот раз другие заботы, они не приехали. Поэтому выбор волынки музыкантами из Беларуси - подарок зрителям. А еще наглядный пример того, кто в этом неспокойном мире тебе настоящий друг, а кто - попутчик.
Кстати, в программе фестиваля есть и "поющие фараоны", и рукопашки под балалайку - речь идет о выступлении Военного симфонического оркестра Египта и Сводного оркестра и ансамбля песни и пляски ВДВ. Широко представлены российские коллективы, прилетели музыканты из Армении, Венесуэлы, Индии и Таиланда. Но при всем богатстве выбора изюминкой стали виртуозные музыкальные вариации на темы белорусских народных песен для дуды. Благодарные трибуны долго изливали чувства, не жалея ладошек.
Впрочем, аналогичной была и реакция зрителей на других площадках. При всей сакральности Красной площади фестивалю, который собрал 1,5 тысячи музыкантов, там уже тесновато. Праздник с каждым годом расширяет географию.
Проходят концерты в подмосковном парке "Патриот", на ВДНХ, на московских вокзалах и в парках. Особо трогательная сцена: концерт белорусских музыкантов на московском Белорусском вокзале. Впрочем, что там вокзал - в мае этого года белорусские гренадеры-строевики и музыканты пересекли Россию, выступив на Международном военно-музыкальном фестивале "Амурские волны" в Хабаровске. Кстати, худрук и главный дирижер образцово-показательного оркестра полковник Максим Дмитриевич Кочетков родился и вырос в Хабаровске, да и дирижером начинал в этом городе.
В Москве полковник Максим Кочетков признался, что всю музыку, под которую Рота почетного караула показывает дефиле, написал сам.
"В этом году мы сделали нестандартный выход, отошли от всех шаблонов, - говорит полковник. - Сразу после выхода становимся на одно колено, образуя буквы, и зритель сверху видит слово "Минск" под национальную белорусскую песню".
Нюанс в том, что обычно оркестранты аккомпанируют Роте почетного караула. Собственно, так поступают и остальные участники: каждый делает то, в чем профессионал. Белорусы сломали стереотипы, показав смелый эксперимент: совместное дефиле, то есть общие построения музыкантов и солдат. Пока это лишь отдельные элементы.
"Но мы уже проговариваем с командирами Роты почетного караула этот вопрос и в будущем это сделаем", - раскрыл "военную тайну" дирижер.
Планы не рутинные, учитывая, что Рота почетного караула - подразделение, которое сегодня задает тон в международном масштабе. Не преувеличение. В прошлом году на фестиваль в Москву прилетели редкие гости: Военный оркестр, Парадный расчет Вооруженных сил Катара и Оркестр катарской полиции. Восторгу катарцев не было предела от встречи с белорусскими офицерами. Оказалось, что инструкторы из Беларуси три года занимались с ними, обучая с нуля. Белорусских коллег катарские солдаты уважительно называли "учителями". Подчеркивая, что превзойти в мастерстве их просто нереально. Собственно, все бойцы и офицеры, прилетевшие на фестиваль, очень внимательно следят за выступлениями участников из Минска.
Подсматривать - не наш метод, поэтому идем с открытым забралом к виртуозам строевого дела.
"Тяжело попасть в Роту почетного караула?" - спрашиваю командира взвода старшего лейтенанта Ткача.
Андрей Ткач: Отбор достаточно сложный. Представители нашей комендатуры ездят по областям. Подбирают наиболее достойных, высоких и здоровых ребят.
Кроме отменных физических данных что еще требуется от кандидата?
Андрей Ткач: Хорошие психологические качества, моральная устойчивость. Остальному научим.
О морали: для того чтобы увеличить шансы на попадание в элитное подразделение, надо быть участником каких-то военно-патриотических проектов?
Андрей Ткач: Это, безусловно, плюс. Но такого жесткого условия мы не ставим.
В роте служат ребята из каких регионов Республики Беларусь?
Андрей Ткач: Абсолютно из всех! Служат и из городов, и из деревень. Области представлены все.
В Москву приезжаете со своим оружием? Или здесь, в родственном вам по духу Президентском полку, берете в аренду? Системы ведь одни: самозарядный карабин Симонова.
Андрей Ткач: Оружие всегда свое, родное, с ним легче выступать.
На Красной площади среди вас кого больше: солдат срочной службы или контрактников?
Андрей Ткач: Конечно, срочной службы. Теоретически возможно взять солдата на контракт сразу после призыва. Но мы от такого подхода уходим. Лучше, если военнослужащий отслужит положенный срок срочной службы. Такой уже все понимает, многое умеет. И мы видим его потенциал. С такими солдатами работать офицерам гораздо легче.
В Роте специального караула российского Президентского полка существует традиция: даже рядовой имеет право придумать и предложить командирам какой-нибудь новый прием с оружием. Это приветствуется.
Андрей Ткач: И у нас так. Инициатива ненаказуема, напротив. Никто дорогу нам не перекрывает, мы что-то предлагаем - если это нравится, и главное, если руководство уверено, что все получится, то, конечно, одобрит.
Вы долгие годы "задавали планку", причем постоянно ее поднимая и усложняя. Например, никого уже не удивить фланкировкой шашкой или карабином. И тут виртуозы вашей роты начинают фланкировать одновременно двумя шашками и двумя карабинами. Нет предела совершенству?
Андрей Ткач: Почему же не усложнить программу, если у нас есть достойные люди, у которых есть талант к выполнению приемов с шашкой и карабином. Так и родилась идея работать с двумя карабинами. Но на это способен далеко не каждый, да и технически сложно. И самое главное - надо ведь оружие не уронить.
О "Спасской башне" можно говорить много и долго. А одной фразой можете выразить главную изюминку фестиваля?
Андрей Ткач: Атмосфера праздника! Она просто невероятная и неповторимая.