Единственная в мире ледостойкая платформа "Северный полюс" вышла в первый рейс. В экспедиции примет участие обозреватель "РГ"

04.09.2022 / 20:50
В первый рейс отправилась не имеющая аналогов в мире ледостойкая самодвижущая платформа "Северный полюс". Судно на качественно новом уровне заменит дрейфующие станции (построено на АО "Адмиралтейские верфи"). Оно вышло из Петербурга и сейчас движется в Мурманск.

Здесь проведут завершающие этапы подготовки к выходу в Центральную Арктику. Уже в середине сентября "Северный полюс" возьмет курс на Новосибирские острова и далее. Расчетной точки достигнет примерно через две недели. "Северный полюс" вморозится в лед и начнет дрейфовать. Произойдет это в начале октября. На борту судна отправится экспедиция "СП-41" ("Северный полюс-41"), которая станет продолжением легендарной программы дрейфующих полярных станций, начатой в 1937 году полярниками под руководством Ивана Папанина.

Новое российское судно станет ведущей научной базой в высоких широтах. На нем есть пятнадцать научных лабораторий, оснащенных самым современным оборудованием. А на льду разобьют лагерь, в котором будут проводиться различные исследования. То есть полярники будут ходить "на работу" на лед и возвращаться "домой", на платформу. Здесь отличные условия. Одноместные удобные каюты, спортзал, небольшой бассейн, медицинский блок, включающий операционную со всем необходимым.

Впрочем, полярникам не нужно будет оставаться там два года. Предполагается, что исследовательские группы будут менять каждые четыре месяца, для чего будет задействован вертолет. Он же и будет доставлять продукты, одежду и прочие необходимые грузы

Спектр исследований - большой. Геологические, геофизические, акустические и прочие измерения, столь необходимые для понимания процессов, происходящих в Арктике, и обеспечения безопасности судоходства по Северному морскому пути. Для ряда исследований задействуют дроны.

"На "Северном полюсе" мы сможем изучать природную среду Арктики комплексно - от дна Северного Ледовитого океана, на глубине около 4 тысяч метров, далее через всю толщу воды океана. И при этом исследуя течения, свойства воды и льда. И далее - до верхних слоев атмосферы и космоса", - подчеркнул Александр Макаров, директор Арктического и антарктического НИИ, участник экспедиции. Безопасность судна гарантирует специальная форма корпуса, при которой оптимальным образом распределяется нагрузка от сжатия льдов. Льды будут выталкивать судно на поверхность. Все это многократно испытано на модели в ледовом бассейне Арктического и антарктического НИИ. Здесь создаются настоящие северные условия с учетом не только низких температур, но и характеристик льда и его движения.

Чтобы обезопасить людей от близкой встречи с хозяином Арктики - белым медведем, - вдоль судна выставят специальную сигнализацию и тепловизоры. Группы исследователей будут сопровождать специально обученные люди.

P.S.

Освещать работу и жизнь на платформе "Северный полюс-41" будет обозреватель "Российской газеты" Татьяна Тюменева. Вместе с полярниками она отправится в этот уникальный рейс.

Справка "РГ"

Технические характеристики судна: длина - 83,1 метра, ширина - 22, 5 метра, скорость - не менее 10 узлов, минимальный срок службы - 25 лет.

Исследовательский персонал - 34 человека, экипаж - 14 человек.

Поделиться