От барокко до бельканто, от русской музыки до сочинений Верди: каким получилось открытие V фестиваля Ильдара Абдразакова

Музыкальный форум, придуманный всемирно знаменитым оперным певцом несколько лет назад, - уникальный проект на мировой музыкальной карте. Путешествуя по России, он важен и профессионалам, и меломанам. Широкой публике он предлагает концерты на самом высоком звездном уровне даже в тех далеких от столиц городах, где, казалось бы, нет подобающих залов, а начинающим свой творческий путь вокалистам предоставляет не менее редкую возможность принять участие в обширной образовательной программе, получить мастер-класс от именитых коллег и в итоге разделить с ними и сцену, и успех. На сей раз фестиваль - это визиты в семь городов от Владивостока до Уфы, и не только пример профессионального наставничества, но щедрости души, которую не так часто можно встретить на оперной звездной орбите.
Эпилог из оперы Моцарта "Дон Жуан" соединил на сцене всех участников концерта. На снимке: Ульяна Бирюкова, Ильдар Абдразаков, Лилит Давтян, Владислав Сулимский, Алексей Кулагин, Ольга Привалова.
Эпилог из оперы Моцарта "Дон Жуан" соединил на сцене всех участников концерта. На снимке: Ульяна Бирюкова, Ильдар Абдразаков, Лилит Давтян, Владислав Сулимский, Алексей Кулагин, Ольга Привалова. / Евгений Евтюхов / Фонд Ильдара Абдразакова

На открытии фестиваля вместе с Ильдаром Абдразаковым и знаменитым баритоном Мариинского театра Владиславом Сулимским выступили воспитанники Молодежной оперной программы Большого театра сопрано Лилит Давтян, меццо-сопрано Ульяна Бирюкова, бас Алексей Кулагин, а также сопрано Ольга Привалова, которая сегодня занимается в Международной академии музыки Елены Образцовой. Все они прежде уже брали уроки мастерства у Ильдара Абдразакова. Кроме того, на концерт приехал Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан. В каждом элементе фестивальной программы певец находит возможность для поддержки. В данном случае он пригласил на концерт в столицу коллектив из родной Уфы.

После Москвы фестиваль продолжится в шести городах - от Владивостока до Уфы

Вечер начался с музыки Моцарта. И чтобы снизить градус формальности, какой обычно отличаются торжественные открытия, а также явно для того, чтобы уменьшить волнение молодежи, Ильдар Абдразаков исполнил арию Лепорелло из оперы "Дон Жуан" в шутейной манере с буклетом фестиваля в руках, как бы представляя маршруты нынешнего форума. При этом в целом программа концерта отличалась масштабностью и серьезностью: от барокко до бельканто, от русской музыки до сочинений Верди, и была составлена таким образом, что публика получила возможность услышать фрагменты из многих опер, что сегодня не представлены в афишах не только столичных, да и вообще российских театров.

Безусловно, соседствовать с такими мастерами, как Ильдар Абдразаков или Владислав Сулимский, для молодежи было совсем непросто. К тому же, по сути, филармонический оркестр, несмотря на дирижерские старания, не всегда демонстрировал точность и чуткость оперного аккомпанемента. И все же очень хороши, например, были Лилит Давтян и Ульяна Бирюкова в "Баркароле" из "Сказок Гофмана" Оффенбаха, где им удалось достичь по-настоящему красивого слияния голосов. Отличными получились и Ромео у Ульяны Бирюковой из "Капулетти и Монтекки" Беллини, и Клеопатра у Лилит Давтян из оперы Генделя "Юлий Цезарь в Египте", а Алексей Кулагин эффектно исполнил каватину дона Сильвы из оперы Верди "Эрнани". А вот Ольге Приваловой, к сожалению, не всегда удавалось совладать со своим большим интересным голосом и найти верную интонацию, будь то Неддой из "Паяцев" Леонкавалло или Леонорой из "Силы судьбы" Верди.

Тут сама собой и проступила, наверное, одна из главных тем в оперном искусстве: голос, каким бы он уникальным ни был, не есть тождество высококлассного певца. Без владения вокальной техникой, стилистического чутья, языковых знаний и умения подбирать репертуар, соразмерный голосу и таланту, достойного результата не добиться. И мастер-класс, конечно, учебный процесс не заменит, но подарит ценные ориентиры в профессии.

И концертное выступление двух настоящих звезд оказалось тоже прекрасным мастер-классом, который иногда даже превращался в интригующий баттл выдающихся оперных певцов, но оставаясь поучительным уроком не только для молодых вокалистов, по и для публики, которая с поразительным неофитством для консерваторской аудитории громко удивлялась, к примеру, тому, что у Верди есть опера "Оберто, граф ди Сан-Бонифачо" (Ильдар Абдразаков в концерте исполнил арию главного героя), или то и дело пыталась аплодировать между частями арий и дуэтов. Солисты и дирижер лишь улыбались в ответ.

Помимо столицы фестивальный десант в этом году высадится во Владивостоке, Сургуте, Ханты-Мансийске, Красноярске и Норильске. Финальный аккорд прозвучит в лицейский день, 19 октября, в Уфе.

Кстати

На следующий день после открытия своего фестиваля в Консерватории Ильдар Абдразаков присоединился к Валерию Гергиеву. И они вместе с симфоническим оркестром Мариинского театра дали старт московскому сезону мариинцев в концертном зале "Зарядье", который негласно считается столичной резиденцией петербургских музыкантов.