Вероятно, никогда еще Государственный Кремлевский оркестр не играл в такой обстановке. И никогда еще его так не слушали. Среди разрушенных домов, перед взорванным театром прямо на площади, на улицах сидели и стояли многие сотни людей, ловили каждый звук, каждую ноту, и казалось, что вместе с удивительной музыкой Четвертой симфонии Чайковского к ним возвращалась надежда на более счастливую жизнь. А иссеченные осколками фигурки горняков и хлеборобов, поддерживающие остатки крыши театра, словно ожили под лучами разноцветных театральных прожекторов. Дирижировал оркестром Константин Чудовский - худрук и главный дирижер коллектива.
Разрушение драмтеатра Мариуполя - одна из самых драматических страниц происходящих событий на Донбассе. Погибли люди. Погиб памятник культуры, ведь прекрасному зданию, расположенному рядом с Городским сквером на пересечении проспекта Мира и улицы Куинджи, 62 года, а самому театру почти 145 лет: создан он был еще в 1847 году, сначала давал спектакли в арендованном амбаре здесь же на проспекте Мира, потом снимал помещения побольше и лишь в конце XIX века построил первое свое.
Горожане любили этот прекрасный театр, ставивший в основном русских авторов - Чехова, Пушкина, Булгакова, Маршака, Шукшина.
Несколько месяцев власти собирались с силами, обсуждали варианты и проекты реставрации, и наконец в эти дни восстановительные работы закипели полным ходом. Подъемные краны, бульдозеры, грузовики ревут вокруг культового здания, рабочие расчищают завалы.
Конечно, огромнейшая работа впереди. И все-таки в эти дни здесь состоялся первый концерт.
- Мы все-таки решились провести его прямо на площади, перед главным фасадом театра, - рассказал "Российской газете" технический директор проекта Иван Шичко. - Четвертая симфония этого великого русского композитора - психологическая драма, крик души. Разрушенный театр, который не в состоянии пока принять посетителей, стал фоном.
Между частями симфонии народный артист РСФСР Александр Михайлов читал замечательные стихи местных авторов. Стихотворение донецкого поэта Бориса Лукина о сыне Иване, геройски погибшем в бою в Мариуполе, заставило всех зрителей, что сидели на специально смонтированных стульях перед сценой, встать - и дальше уже все слушали симфонию стоя. На финале симфонии с ее знаменитым мотивом "Во поле береза стояла" на белых стенах театра, изрешеченных пулями, засветились березовые леса, и внутренности театра, залитые красными лучами прожекторов, засияли зеленым цветом борьбы и надежды. И на щеках зрителей-мариупольцев, не позволявших себе плакать все эти месяцы войны, заблестели слезы.
- Не боялись артисты сюда ехать? - спросили мы автора идеи и художественного руководителя программы Артура Цомая.
- Не было даже человека, который задумался бы, ехать хотели все наши музыканты - чтобы поддержать и воинов, и жителей - они соскучились по хорошей музыке. Хотелось сделать это чудо.
"Программу я назвал "Мариуполь во имя жизни", - говорит "Российской газете" Цомая. - Когда зрители начали слушать, - они все поняли и увидели своими глазами. А через вашу замечательную газету хотел бы передать всем мариупольцам самые искренние пожелания счастья. Дай бог, чтобы мы пережили все эти невзгоды и чаще могли встречаться в театрах. Русская культура живет в наших сердцах. И сегодня в русском Мариуполе звучит русская музыка.