С 13 сентября начали действовать новые тарифы в ОСАГО. Сколько будет стоить полис

С 13 сентября начали действовать новые тарифы ОСАГО. Их коридор для владельцев легковушек физических лиц расширен на 26 процентов вверх и вниз. В этом диапазоне страховщики могут назначать персонально для каждого автовладельца ту или иную базовую ставку. Российский союз автостраховщиков привел примерные расчеты стоимости полиса.
Александр Рюмин/ТАСС

В зависимости от степени аварийности автовладельца стоимость его полиса ОСАГО может отличаться в несколько раз. Рассмотрим на примерах. Собственник автомобиля живет в Москве (территориальный коэффициент 1,8), ездит на автомобиле Ford Focus (мощность двигателя - 125 л.с., коэффициент мощности 1,4). Покупает полис ОСАГО сроком на год, при этом период использования не ограничивает. В полис вписан только он один.

В этой ситуации, если водитель - новичок, ему 18 лет, стаж вождения отсутствует, первый год страхования: стоимость полиса ОСАГО для него составит 50 431 рубль при условии что страховщик установит для него максимальную базовую ставку из возможных.

При тех же условиях, но водителю 42 года, его стаж вождения - 21 год. При этом он регулярно нарушает правила дорожного движения и несколько раз в год становится виновником ДТП. Можно ожидать, что страховщик также применит для него верхнюю границу базовых ставок из коридора, и стоимость полиса ОСАГО для него составит 67 734,71 рубля.

Водителю 42 года, его стаж вождения - 21 год, в течение 15 лет он ни разу не становился виновником аварии. Стоимость полиса ОСАГО для него составит 1 736 рублей, если страховщик выберет минимальный базовый тариф как для аккуратного безаварийного водителя.

Некий "усредненный" автовладелец: водителю 31 год, стаж вождения - 12 лет, становится виновником аварии один раз в несколько лет. Можно смоделировать, что страховщик возьмет среднюю базовую ставку страхового тарифа, и тогда стоимость полиса ОСАГО для него составит 7 480 рублей.

Более широкий тарифный коридор позволит страховщикам устанавливать более точные тарифы как для аварийных, так и для безаварийных водителей.

"Автовладельцев, как правило, не становящихся виновниками ДТП, на дорогах большинство - так, по данным РСА, более 90% автовладельцев имеют скидку по системе "бонус-малус". А каждый третий водитель имеет максимальную скидку в размере 54%, то есть не был виновником аварии в течение 10 лет или более", - рассказал исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

Расширение тарифного коридора в ОСАГО позволит сдержать рост цен на полисы для аккуратных водителей на фоне резкого роста выплат по обязательной "автогражданке", вызванного ростом цен на запчасти. Так, после вступления в силу 19 июня обновленных справочников запчастей, средняя выплата по ОСАГО только за один месяц выросла сразу на 13% и составила в июле 80,8 тысяч рублей. При этом средняя цена ОСАГО растет существенно более медленными темпами: за все первые семь месяцев 2022 года она выросла примерно на 10%, до 6,2 тысяч рублей, добавил Евгений Уфимцев.

Также, по его словам, в июле инфляция, по данным Банка России, составила 15,1%. При этом если рост средней выплаты вполне соответствует этому показателю и даже его опережает - против 68,1 тысячи рублей летом прошлого года в июле этого она составила 80,8 тысяч рублей, увеличившись на 19%, то рост средней премии по ОСАГО от инфляции заметно отстает.

"Причина - в огромной конкуренции страховщиков за безубыточных автовладельцев. Этот же фактор сыграет и сейчас: после расширения тарифного коридора на 26% страховщики получат возможность не компенсировать свои убытки от аварийных водителей за счет безаварийных, а устанавливать каждому справедливый тариф", - отметил Евгений Уфимцев.