13.09.2022 18:37
    Поделиться

    Куда движется российский авторынок

    Российский авторынок продолжает медленно и мучительно восстанавливаться, несмотря на то что большинство производителей не поставляет машины дилерам. Локомотивами продаж сегодня являются АвтоВАЗ и китайские бренды, однако их возможности тоже ограничены.
    АвтоВАЗ смог продать в августе почти 16 тысяч машин, заняв рекордную долю рынка в 36,9%.
    АвтоВАЗ смог продать в августе почти 16 тысяч машин, заняв рекордную долю рынка в 36,9%. / Александр Щербак / ТАСС

    Автомобильный рынок России, который в мае достиг дна, третий месяц подряд постепенно восстанавливается. Согласно данным агентства "Автостат" и АО "Электронный паспорт", в августе россияне купили 42,6 тысячи легковых машин - это все еще на 64% ниже показателя годичной давности, но на 20% больше, чем в июле текущего года.

    Во многом рост спроса обеспечила госпрограмма льготного автокредитования, несмотря на то что в этом году по ней можно приобрести только отечественные машины Lada, УАЗ и ГАЗ. А вот иномарки российской сборки по льготным кредитам на этот раз оказались не доступны: в настоящее время они не производятся в нашей стране из-за нехватки комплектующих, хотя у дилеров все еще можно найти машины, выпущенные ранее. Впрочем, из-за возросших на фоне дефицита цен и дилерских накруток иномарки также стали чаще покупать в кредит, благо банковские ставки в последнее время вернулись к прошлогодним значениям.

    1,5 миллиона рублей - это даже не цена, а точка отсчета, от которой автодилеры начинают сейчас разговор о продаже автомобилей европейских марок. Разброс на остатки модельного ряда огромный: от двух до 12 миллионов рублей. Это цены не на премиум-авто, а на машины массмаркета

    "Сегодня спрос на автомобильном рынке находится на умеренном уровне. При этом по сравнению с весной наблюдается рост доли кредитных продаж: в сегменте новых автомобилей этот показатель находится в диапазоне от 30% до 60% в зависимости от марки", - комментирует заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ "Авилон" Алексей Стариков.

    В свою очередь, исполнительный директор компании Expocar Сергей Фирсов отмечает, что возобновление госпрограммы льготного автокредитования позитивно сказалось на реализации АвтоВАЗа, некоторые модели которого вышли на докризисные объемы продаж.

    Действительно, АвтоВАЗ в августе смог реализовать 15,7 тысячи легковых машин (-32%), заняв рекордную за многие годы долю рынка в 36,9%. Однако настоящий прорыв совершил китайский автопром, чья доля растет с нарастающей скоростью. Как подсчитали в "Автостате", если в январе - марте она находилась на уровне 9,5%, то в последующие месяцы стремительно увеличивалась и по итогам августа достигла небывалых 25,9%.

    Стоит при этом отметить, что только "китайцы" смогли показать рыночный рост по отношению к августу прошлого года (+20%), в то время как российские, корейские, японские, европейские и американские марки остаются "в минусе".

    Правовые аспекты эксплуатации авто эксперты "РГ" разбирают в рубрике "Юрконсультация"

    Показательно, как китайские бренды, которые изо всех сил стараются компенсировать дефицит на рынке, планомерно вытесняют прежних лидеров из рейтинга продаж. Так, по итогам августа Haval, Chery и Geely стройным рядом вошли в топ-5 российского авторынка, уступая лишь АвтоВАЗу и Kia. А вот в модельном шорт-листе революция уже случилась: самой популярной иномаркой в нашей стране впервые стала модель из Поднебесной - компактный кроссовер Haval Jolion. При этом Kia Rio, которая была бестселлером среди иномарок до этого, уже уступает его "соотечественникам" - Geely Coolray и Chery Tiggo 7 Pro.

    В Россию активно поставляются автомобили китайских брендов, а также с небольшими задержками - корейские машины

    По мнению гендиректора ГК "АвтоСпецЦентр" Андрея Терлюкевича, популярность китайских автомобилей растет каждый месяц благодаря оптимальному соотношению цены и качества, а также регулярному обновлению модельного ряда. В сентябре можно ждать дальнейшего роста доли "китайцев" в сегменте новых машин, так как традиционно спрос в первом месяце осени увеличивается.

    "Текущие рыночные условия лишь ускорили экспансию китайских автопроизводителей на наш рынок. Насколько может вырасти их доля в перспективе, будет зависеть от многих факторов: возврат или невозврат приостановивших свою деятельность автопроизводителей, карантинные меры в Китае и прочие непредвиденные обстоятельства. Если в целом конъюнктура рынка останется без значительных изменений, то "китайцы" могут занять до половины объема продаж в штуках. Сложно сказать, кто из большой китайской тройки станет лидером по итогам 2022 года, но борьба точно будет нешуточной", - рассуждает Фирсов.

    Всего с начала года россияне приобрели 430,3 тысячи новых автомобилей, что на 59% ниже показателя за январь - август 2021 года. Очевидно, что в дальнейшем падение авторынка сохранится, при этом динамика продаж продолжит постепенно улучшаться, несмотря на то, что по многим иностранным маркам дилерские запасы подходят к концу.

    Согласно базовому прогнозу "Автостата", за весь нынешний год в России будет реализовано 620 тысяч новых легковых автомобилей - почти в 2,5 раза меньше, чем годом ранее. Что касается дальнейшего восстановления рынка, то оно будет затяжным. При этом продажи вряд ли уже вернутся к "досанкционным" значениям в 1,5 млн единиц, поскольку для этого нужно, чтобы и цены "откатились" на прежний уровень, а этого, скорее всего, не случится. Наиболее реальным сценарием видится достижение рынком отметки в 1 млн штук в 2024-2025 годах.

    Как считает Терлюкевич, результаты продаж новых автомобилей в 2022 году будут зависеть от наличия машин в дилерских центрах и программ господдержки. В текущих условиях в Россию поставляются автомобили китайских брендов, с небольшими задержками - корейские машины. В целом же перебои в логистике и дефицит электронных компонентов сохраняются, в связи с чем дефицит автомобилей, скорее всего, продлится на протяжении всего 2023 года.

    "У покупателей еще есть выбор, но складские запасы сокращаются с каждым месяцем. При этом положительно сказываются поставки с помощью каналов параллельного импорта, однако это не панацея - благодаря параллельному импорту дефицит не исчезнет. Также не стоит ожидать снижения цен на автомобили: наиболее значимые ценовые колебания на рынке уже преодолены. Не исключено, что стоимость премиальных моделей на фоне сокращения складских запасов дилеров, наоборот, станет выше", - резюмирует Стариков.

    Поделиться