В детстве Сережа Щербаков и не думал, что станет капитаном, хотя к воде его тянуло с раннего детства. Еще дошкольником в Саратове (там он родился) бегал с пацанами рыбачить на Волгу. Второклассником, оседлав автомобильную камеру, плавал на остров, где лучше клевали язь и плотва. Чтобы плавсредство лучше передвигалось по воде, веревками перетягивал камеру посредине. Из подручного материала мастерил весла-лопатки. Вместо якоря привязывал камень. И вместе с друзьями пускался в увлекательное путешествие.
К тому времени Сережа уже ходил в бассейн, где научился плавать. А еще в авиакружке собрал и запустил в небо планер. В общем, жить в Саратове было хорошо, только очень тесно. Семья с двумя детьми ютилась в крошечной комнатушке. Поэтому, когда на маминой родине в Омске освободился дом бабушки, Щербаковы переехали в город на Иртыше.
- В школе я оказался в парусном классе. И то, что увидел, меня просто поразило, - вспоминает Сергей Щербаков. - Макеты невиданных фрегатов и яхт, секстанты и компасы, морские карты и корабельные флажки. Сердце екнуло.
Весной в яхтклубе вместе с командой ровесников, он готовил судно к предстоящему плаванию. И вскоре в качестве юнги отправился в свой первый настоящий поход до Ольховки - 230 километров от Омска. Это были четыре яхты класса "М", без кают и моторов. Поэтому, когда стихал ветер, мальчишки, как заправские бурлаки, тащили их вдоль берега Иртыша. Но когда потоки воздуха вновь оживали, надувая паруса, все трудности похода казались сущей мелочью. Счастливые времена...
Поступив в транспортный институт, Щербаков парусный спорт не бросил, пошел матросом к капитану Сергею Кикотю, стал чемпионом города. Профессия инженера яхтсмену очень пригодилась. Усовершенствованные яхты становились устойчивей и проворнее. На "Финне", который ему достался в аварийном состоянии, и который он довел до ума, Сергей Щербаков не раз становился победителем гонок. И первым в Омске выполнил норматив Мастера спорта СССР.
А чтобы стать капитаном, взялся за усовершенствование крейсерской яхты "Вега". Поначалу в гонках она приходила последней. Но после того, как удлинил корму, улучшил мачту и форму парусов, оказалась в лидерах. На ней Сергей Щербаков вместе с командой дошел до Тобольска. И получил заветные "корочки".
История знаменитой яхты "Сибирь" началась в 1987 году, когда старейший омский яхтсмен Том Барабанов предложил Сергею Щербакову построить парусную яхту для похода до Ленинграда по Северному морскому пути.
- Я и сам к этому времени мечтал о дальних походах, поэтому чертеж, который уже сложился в голове, на миллиметровке нарисовал очень быстро, - вспоминает капитан. - Это был бермудский шлюп с топовым стакселем и двумя парами краспиц. Материал корпуса - авиационная фанера, обклеенная стекловолокном.
Летом 1997 года "Сибирь" оправилась в свое первое дальнее плавание. За четыре месяца прошла Северным морским путем, а затем вокруг Скандинавии 7800 морских миль. Правда, вместо Ленинграда прибыла уже в Санкт-Петербург...
Поход оказался крайне сложным, выявил ряд недостатков. После него яхту подвергли серьезной реконструкции. И в 2000-2001 годах "Сибирь", впервые в истории мореплавания, за 15 месяцев, без зимовок и ледокольной проводки, пересекла все 24 часовых пояса (половину - за полярным кругом), совершив уникальное для яхт кругосветное путешествие.
Плавание было тяжелым. В Тихом океане во время шторма с 10-метровыми волнами произошел оверкиль яхты через нос (разворот на 360 градусов). К счастью, никто из экипажа не пострадал, хотя обе мачты были снесены.
В ежедневнике "Сибири" накопилось много ярких страниц. Арктические походы. Визит дружбы на Олимпиаду в Грецию. Участие и победы в международных парусных регатах. Совместные с Русским географическим обществом научные экспедиции. Вечная мерзлота опустевшего Диксона. Поиски мифической земли Санникова. И новая кругосветка.
Омичи решили отправиться в путешествие в честь 200-летия открытия Антарктиды, повторив путь российских парусников под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Сначала планировали совершить вояж на более крупной и быстрой яхте. Однако незадолго до старта "Сила Сибири" потерпела крушение. Отложить экспедицию было нельзя. И капитан принял решение идти в кругосветку на "Сибири".
- Мы укрепили корпус судна, установили дизель-генератор, а также альтернативные источники энергии - ветрогенератор и солнечные батареи. Поставили опреснитель, новые паруса. На месте рулевого смонтировали укрытие от непогоды. Для дополнительных парусов установили бушприт, на корме, на специальной раме, разместили антенны, - вспоминает Сергей Щербаков. - И точно в срок (7 июля 2019 года) "Сибирь" стартовала.
Отправляясь на край земли, яхтсмены и представить себе не могли, насколько рискованным будет путь. Один только пролив Дрейка, прозванный моряками "кладбищем кораблей", чего стоит. Даже для больших современных судов его огромные волны и шквалистый ветер очень опасны, а для компактного парусника это едва ли не смертельный номер. Но экипаж "Сибири" рискнул.
16 февраля 2020 года. Сообщение капитана: "Идем на всех парусах, до острова Нельсон - 270 миль. Пока судьба нам благоволит. Море относительно спокойно. Для Дрейка, на который надвигается мощный циклон, чудо! Надо успеть. Думаю, успеем..."
"18 февраля 2020 года: Сбылась мечта! Мы на Беллинсгаузене! Достаем флаги! Стихия нам дала шанс, мы его использовали. Ангел-хранитель с нами!"
Правда, на этом благополучие путешественников закончилось. Пролив Дрейка разбушевался не на шутку. А у "Сибири" обнаружились проблемы с двигателем. Капитан лично погрузился с аквалангом под воду. И понял, что с такой поломкой назад пролив уже не преодолеть.
Несмотря на то что яхта застряла на самом краю Земли, тревожный сигнал услышали. Доставить судно для ремонта в ближайшую гавань должен был теплоход "Академик Трешников". Но вмешалась новая напасть - пандемия, разом закрывшая все порты. Тем не менее свою главную миссию "Сибирь" выполнила - команда достигла Антарктиды, водрузила флаг России на мысе Беллинсгаузена.
Быт яхтсменов в открытом море на ограниченном пространстве - не для слабаков. Матросы, сменяя друг друга, несут круглосуточную вахту, дежурят по камбузу. Но качка отбивает всякий аппетит, а тарелки становятся летающими в буквальном смысле. Чтобы на яхте во время болтанки ничего не падало, все приходится крепить. Чтобы не свалиться с полки, спать на полу, привязываясь к неподвижным частям судна. Зато слово "Земля!" и встречи на берегу обретают особый смысл.
- Всякий раз убеждаешься, что народная дипломатия - самое сильное средство объединения. Каких бы политических взглядов люди ни придерживались, они всегда готовы к дружескому общению, - констатирует Сергей Щербаков. - В Лиссабоне, Порту, Минделу, Лас-Пальмасе, повсюду к нам подходили жители, которые интересовались историей и трудностями похода, предлагали помощь. А жена консула России в Рио-де-Жанейро даже сварила для нас варенье из манго и напекла пирожков.
Запомнят путешественники и неожиданный визит прямо на палубу летучих рыб и кальмаров. Огромных, пойманных в районе экватора 20-килограммовых корифен. Стаи белых дельфинов, сопровождающих "Сибирь" на последнем отрезке пути к Белому континенту. Приветливых пингвинов, встречающих яхту на берегу.
- Плавание - это на 99 процентов подготовка и тяжелая работа, и только на один - удовлетворение, - отмечает Сергей Щербаков. - Но ради этого процента стоит поднимать паруса.
Справка "РГ"
За четверть века яхта "Сибирь" прошла более 250 тысяч километров, посетила территориальные воды 50 государств. Четыре члена экипажа удостоены государственных наград. Капитан яхты, Заслуженный мастер спорта РФ, директор Омского яхтклуба Сергей Щербаков удостоен медалей Ордена "За заслуги перед Отечеством" 1 и 2 степеней.