После ливневых дождей в российских городах часто случаются подтопления. В этом году сообщалось о подтоплениях в Сочи, Курске, Чите, Санкт-Петербурге.
Полноценной работе ливневок мешают как дефицит финансов, так и разного рода нормативные ограничения. Главные причины - запрет сброса сточных вод на рельеф, отсутствие источников финансирования и налоговых льгот на эту инфраструктуру, отметила исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова на Российской неделе ГЧП. Ливневые стоки перед сбросом в водоемы требуется очищать до состояния практически дистиллированной воды. При этом ответственность за ливневку лежит на муниципалитетах, бюджеты которых перегружены другими расходами, зачастую более приоритетными и социально важными. Субсидий по этому направлению для муниципалитетов нет, поэтому и задача с ливневым стоком оказывается на самом последнем месте, отмечает Довлатова. Одним из выходов, по ее мнению, может быть передача этой функции на уровень регионов.
В большинстве городов ливневые канализации полностью изношены, в каких-то населенных пунктах их просто нет, добавляет гендиректор ГК "Росводоканал" Антон Михальков. Стоимость строительства такой инфраструктуры для города с населением 500 тысяч человек начинается от 10 млрд рублей. "Для финансирования таких проектов необходимо задействовать возможности федеральных и региональных целевых программ, Фонда национального благосостояния, тарифные и коммерческие источники. Эффективным способом может стать механизм государственно-частного партнерства и концессий", - считает он.
По данным на 2006 год, из примерно 1100 городов России подтопления регулярно отмечались в 960, сообщала Ассоциация производителей трубопроводных систем (АПТС). И с тех пор ситуация не улучшилась. Между тем минстрой недавно подготовил план мероприятий по комплексному развитию ливневой канализации, рассказал гендиректор АПТС Владислав Ткаченко. План (есть у "РГ") был подготовлен вместе с экспертным сообществом, с привлечением специалистов, которые занимались ливневой канализацией еще в советские времена, отмечает Ткаченко. Проектом предусматривается целый комплекс мер. Предлагается, например, обновить климатические данные, которые используются при проектировании систем водоотведения (в первую очередь об интенсивности дождей двадцатиминутной продолжительности). Сейчас используется метод, разработанный еще в 1970-х годах, по данным о дождях в первой половине XX века.
Предполагается обязать строителей делать систему водоотведения на всех автодорогах (сейчас они должны быть обустроены только на некоторых трассах). Будет предусмотрена возможность сброса поверхностных сточных вод на рельеф местности (не в водоемы) при соблюдении санэпидтребований и отсутствии вреда природе.
Подтопления городских территорий зачастую связаны с низкой пропускной способностью канализационной сети, отмечается в проекте документа. Кроме того, в последнее время увеличивается площадь усовершенствованных покрытий в городах, создаются новые парковочные места, реконструкция улично-дорожной сети увеличивает водонепроницаемую площадь, и вода, которая ранее уходила в грунт, направляется в канализационные сети. Для снижения нагрузки предлагается применять на тротуарах и парковках водопроницаемый асфальтобетон, использовать газонные решетки для создания экопарковок, выполнять проницаемое мощение улиц и по максимуму сохранять территории газонов и зеленых насаждений.
Для сокращения объема сброса воды в ливневки предлагается собирать воду, стекающую с крыш, для использования на полив газонов, мытье проездов и иные нужды благоустройства. Запуск пилотных проектов по внедрению таких систем в новостройках или при капремонте планируется на 2023-2025 годы.
На первом этапе ведомство предлагает внести ряд изменений в законодательство и другие документы, обследовать ливневки и обновить их схемы, определить объем сточных вод и проблемные подтопляемые места в городах, а также передать ливневые системы для обслуживания специализированным организациям. На втором этапе возможно будет определить потребность в строительстве или модернизации ливневок с включением этих мероприятий в программу "Модернизация коммунальной инфраструктуры".
Сейчас проект документа находится на согласовании с другими федеральными ведомствами. Минэкономразвития, по данным АПТС, поддержало предложенный проект, ряд других ведомств высказали ряд замечаний. "РГ" направила запрос в минстрой.