Эксперты рассказали о будущих моделях АвтоВАЗа
После выхода из состава акционеров французской Renault и прекращения поставок автокомпонентов от европейских компаний, АвтоВАЗ постепенно возвращается к жизни. На сегодняшний день тольяттинский завод возобновил производство трех моделей - бюджетной Lada Granta, а также внедорожников Niva Legend и Niva Travel.
Следующим должен вернуться в строй универсал Lada Largus, а в начале весны 2023-го будет возобновлен выпуск обновленной "Весты". Вместе с тем на автомобили Lada постепенно возвращаются опции, которые еще недавно были недоступны из-за отсутствия соответствующих комплектующих: кондиционер, подушки безопасности, система экстренного реагирования "ЭРА-ГЛОНАСС" и на очереди - ABS с ESP.
Впрочем, не обошлось и без потерь - из модельного ряда Lada исключен высокий хэтчбек Xray, от которого АвтоВАЗ решил отказаться в связи с большой зависимостью от иностранных комплектующих, требующих замены или локализации их производства в России.
Напомним, эта модель была создана на базе Renault Sandero Stepway, и почти за семь лет присутствия на российском рынке особой популярности у покупателей так и не снискала. Показательно, что по сравнению с другими "Ладами" Xray занимал наименьшую долю в продажах АвтоВАЗа, а всего в России было продано немногим более 163 тыс. таких машин.
Несмотря на то, что производство Lada Xray было прекращено еще в марте, купить эту модель можно и сегодня. Согласно оценкам ГК "Прагматика", по всей России у дилеров в настоящее время находится свыше 500 автомобилей Lada Xray, и этих остатков, вероятно, хватит примерно до конца года.
Как считает обозреватель автомобильного сайта "Дром" Сергей Цыганов, Lada Xray - скорее, имиджевая модель, с небольшими тиражами, и поэтому АвтоВАЗу сейчас нет смысла вкладывать огромные средства в локализацию ее производства, даже с учетом того, что при нынешнем дефиците объемы продаж Xray могли бы увеличиться. Наиболее перспективным для предприятия является универсал Largus, который наиболее близок к Xray по объему салона и потребительским свойствам, а значит, сможет отчасти восполнить утрату в модельном ряду Lada.
"Что касается альтернативы, на данный момент Granta Cross и Vesta Cross позволят сохранить тех клиентов, которые выбирали Xray за клиренс, а Granta в кузовах лифтбек и универсал подойдет тем, кто искал небольшой автомобиль с двухобъемным кузовом. Как показывала практика, очень многие клиенты, изначально рассматривавшие к приобретению Lada Xray, останавливали свой выбор на модели Vesta Cross, как на более функциональной", - рассказал генеральный директор "Прагматика Lada" Игорь Бадер.
Между тем, АвтоВАЗ заявил о планах выпустить кроссовер на базе флагманской Lada Vesta. Его разработку на предприятии планируют начать в ближайшее время, а серийное производство намечено на 2024-2025 гг.
Новый кроссовер должен усилить присутствие бренда Lada в перспективном сегменте SUV, где сегодня АвтоВАЗ представлен только изрядно устаревшими внедорожниками Niva Legend и Niva Travel. В то же время работы над новым поколением Lada Niva, в основу которого в свое время легла платформа CMF-B от Renault, на сегодняшний день приостановлены.
По мнению генерального директора сети автосалонов Fresh Auto Дениса Мигаля, кроссовер на базе Lada Vesta будет пользоваться спросом у россиян и сможет составить конкуренцию китайским "одноклассникам".
"Кроссовер, думаю, будет процентов на 30 дороже седана Lada Vesta во втором поколении. Принципиальный вопрос, на который пока нет ответа, будет ли у этого кроссовера полноприводная версия. Если нет, то его рыночная ниша сильно сужается, и потенциальными конкурентами новинки станут доступные переднеприводные "китайцы". Скорее всего, и цена будет примерно соответствовать тому, что сейчас продается под марками Chery или Geely", -рассуждает Сергей Цыганов.
Кроме того, на АвтоВАЗе продолжают работать над новым поколением Lada Granta, которое обещают представить также в 2024-2025 гг. При его разработке будет использована "тележка", что лежит в основе новых Renault Logan и Sandero, которые планировалось запустить в России в этом году. Однако после ухода французской марки из нашей страны, АвтоВАЗу теперь требуется доработать доставшуюся от Renault платформу CMF-B под использование отечественных компонентов. Известно, что линейка новой "Гранты" будет включать седан, универсал и его кросс-версию.
"С переходом на французскую платформу, Lada Granta следующего поколения может стать дороже, что также скажется на стоимости обслуживания и ремонта автомобиля. Это, в свою очередь, снизит конкурентные преимущества "Гранты" и, соответственно, потенциальные объемы ее продаж", - полагает Денис Мигаль.