Дипломный спектакль студентов курса Юрия Соломина представит их режиссер-педагог, актер Малого театра, народный артист России Виктор Низовой.
Виктор Алексеевич, для ваших студентов это первый гастрольный опыт?
Виктор Низовой: Да, первый, и очень ответственный - сразу в Калининград, на фестиваль. Замечательно, что "Балтийские сезоны" дают начинающим артистам такую возможность. Мы очень волнуемся, тем более что перед нами Малый театр показал здесь два замечательных спектакля, где играют мэтры, и задал очень высокую планку, нам ее надо не опустить и постараться не ударить в грязь лицом.
Почему Шукшин? Разве философия и герои представителя так называемой деревенской прозы близки современной молодежи, насколько она их понимает?
Виктор Низовой: Понимает абсолютно. Он им не чужой. И не только потому, что у нас очень много учится ребят из нестоличных регионов, из глубинки, которые деревенскую жизнь видели. С Шукшиным абитуриенты поступают, его читают на прослушивании, на конкурсе. И дальше с ним учатся - на первом курсе мы делаем отрывки советской прозы: Абрамов, Васильев, Казаков, Распутин и обязательно Шукшин. Это наша душа, это про то, что умом Россию не понять.
Три года назад, в 2019-м, мы отмечали 90 лет со дня рождения Василия Шукшина и 45 лет со дня его смерти, и это прошло как-то, на мой взгляд, очень тихо и скромно. И мы поставили этот спектакль как дань памяти великому нашему писателю, кинорежиссеру, сценаристу и артисту.
Конечно, это безумно сложный материал. Кажется, что у него так просто написано, взял да сыграл. Нет, это очень глубоко. Василий Макарович глубок, как Горький или Чехов, я так его позиционирую.
В одном интервью вы сказали про Островского, что его сложность - в его простоте, в смысле выполнения актерской задачи. Значит, и шукшинские характеры, казалось бы, простые и цельные, тоже трудно играть?
Виктор Низовой: Да, повторю: сложность - в простоте. Ведь взять у Островского того же хрестоматийного Бальзаминова - что там, казалось бы, играть, а как стали разбирать, копать, погружаться в глубину - задумались: ничего себе "легонькая" пьеса.
Так же и у Василия Макаровича: кажется - вроде персонаж весь на виду, а надо копнуть, чтобы эту его душу вынуть. И до сих пор в этом материале что-то новое для себя открываем. Шесть шукшинских рассказов - самый подходящий материал, чтобы показать ребят, что они умеют на четвертом курсе.
Вы преподаете уже больше десяти лет. Что самое главное, чему бы вы хотели научить своих студентов?
Виктор Низовой: Вот я десять лет учу и все десять лет учусь у них. Самое главное, мне кажется, - сохранить нашу позицию, которую нам вкладывал Юрий Мефодьевич Соломин, когда я у него учился. Не надо ничего менять в авторе. У автора все написано. Не обнажаться в Чехове, в Островском. Не выражаться матком со сцены. Вы играйте так, чтобы зритель видел, что мат сидит внутри, зачем его словами озвучивать. А раздеться - ну можно раздеться, а вот вы так сыграйте, чтоб не раздеваться. Если бы хотел этого автор - он бы написал, что персонаж разделся и пошел по городу голый. Нет, он же так не написал, он писал про другое.
Поэтому хотелось бы, чтобы ребята в профессии остались верны русской классике, нашему русскому психологическому театру, были достойны имени выпускников Щепкинского училища при Государственном академическом Малом театре.
Кстати
Фестиваль "Балтийские сезоны" проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, правительства Калининградской области, регионального министерства по культуре и туризму, ФГБУК Росконцерт и АНО "Фестивальная дирекция".