О чем там, напомним, шла речь. Стела памяти воинам возле площади Калинина должна была стать частью сквера к 45-летию Победы. Но сквер за тридцать с лишним лет так и не разбили, и стела осталась одинокой, "украшая" пустырь перед большим торговым центром. В этом году на пустыре было разрешено построить гостиницу, и памятный знак с участка земли исчез.
На это обратил внимание новосибирец Евгений Белокриницкий и другие ветераны войны. "Тихий" снос стелы поднял шум в соцсетях и СМИ, и в результате, как сообщала "РГ", глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин распорядился возбудить уголовное дело по статье 243 УК РФ "Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры".
Мэрия (возможно, по инерции) какое-то время продолжала настаивать на своем решении: по словам чиновников, стеле нашли более достойное место, чем центр города. А именно территория госпиталя ветеранов войн на окраине Новосибирска. До третьего ноября памятный знак якобы должны были отреставрировать и перевезти под окна пациентов.
Еще одна версия мэрии Новосибирска - снос мемориала якобы был обусловлен реконструкцией самой площади Калинина, на которой появится другая памятная стела "Город трудовой доблести" с мультимедийным экраном. Также было необходимо ремонтировать въездную зону на площадь, и стела мешала работам...
Однако спустя неделю после возбуждения уголовного дела чиновники сдались, памятник водрузили на прежнее место. И его вид красноречиво говорит о том, что никакой реставрации не проводилось, во всяком случае, посторонние надписи прекрасно сохранились. Теперь чиновники утверждают, что памятник демонтировали лишь на время реконструкции, которую "пришлось прервать", чтобы "не нагнетать ситуацию". "Основной баннер, пострадавший от вандалов, будет приведен в порядок. Дальше состоится обсуждение с Советом ветеранов Заельцовского района, как проводить реконструкцию, в какие сроки, что делать с элементами, утратившими первоначальный вид", - говорится в ответе мэрии на запрос "РГ". О переносе стелы к госпиталю уже ни слова.
Между тем в прокуратуре Новосибирской области объяснили "РГ", что в архивных документах не сохранилось данных об установке памятника, и он до сих пор не стоял на балансе ни у одной муниципальной организации. Теперь же мэрия Новосибирска внесет его в реестр памятников, отреставрирует и закрепит за конкретной городской службой. Так что нет худа без добра. Правда, пока не ясно, где все-таки будет размещен мемориал - останется на прежнем месте или, когда скандал утихнет, переедет к госпиталю?