27.09.2022 13:05
    Поделиться

    "Академик Трешников" вынужден уйти в более северный район. Льдина для дрейфа пока не найдена. Дневник обозревателя "РГ"

    Десятый день экспедиции "Северный плюс-41".

    Хотя мы уже далеко на севере, льдов с борта нашего судна - ледостойкой платформы "Северный полюс" - не видно. Как пояснил капитан Сергей Дячкин, в ледовых полях мы еще не были. Пока это только остатки льда.

    Здесь платформа "Северный полюс" находилась 27 сентября в полдень. Фото: Татьяна Тюменева

    Когда писала эти строки, обходили гигантский ледовый массив моря Лаптевых. По морским правилам, лед нужно стараться миновать стороной. Ледостойкая самодвижущаяся платформа "Северный полюс" - не ледокол. Она не предназначена прокладывать себе путь во льдах. Но может ходить в разряженных льдах. От научно-исследовательского судна "Академик Трешников" новостей пока нет. Оно вышло из Мурманска раньше нас на несколько дней, чтобы подобрать льдину для дрейфа. Уже обследовали несколько кандидаток, но подходящая еще не найдена. "Академик Трешников" ушел еще в более северный район - за 83-й градус.

    Все надеются, что льдина, на которой можно развернуть исследовательский лагерь и сделать взлетно-посадочную полосу для самолетов, будет найдена. Но это оказалось не таким простым делом. Даже если просто высадить людей, а не тяжелую технику, и то нужна льдина толщиной 80 сантиметров. А сейчас, как я уже рассказывала, из-за потепления климата нужную "толстую" льдину найти непросто.

    Если звезды сложатся, как надо, и будет взлетно-посадочная полоса, тогда может идти речь о ротации состава с помощью самолетов. Вертолеты на такое огромное расстояние от "большой земли" летать не могут.

    Справка "РГ"

    Ледостойкая платформа "Северный полюс" - уникальное научно-исследовательское судно, обладающее функционалом научно-исследовательского центра и предназначенное для круглогодичных экспедиций в высоких широтах Северного Ледовитого океана.

    Судно прибывает к месту дрейфа по воде или тонкому льду, затем вмораживается в лед и может до двух лет дрейфовать вместе с ледяным полем. На льду вокруг платформы будет разбит научный лагерь, где ученые будут проводить комплексные изучения Арктики в системе "атмосфера - ледяной покров - океан". "Северный полюс" обеспечит комфортные и безопасные условия работы и проживания для 14 членов экипажа и 34 человек научного персонала при температуре до -50° и влажности 85%. Судно может принимать на борту тяжелые вертолеты типа МИ-8 АМТ (Ми-17).

    Программа многомесячных ледовых арктических дрейфующих станций "Северный полюс" (экспедиция "Северный полюс") основана советскими учеными-полярниками Арктического и антарктического НИИ института 21 мая 1937 года. Именно в этот день начала работу первая в мире советская полярная научно-исследовательская дрейфующая арктическая станция "Северный полюс-1". 75 лет станции выполняли комплексные исследования. Последнюю команду полярников с дрейфующей станции "СП-40" эвакуировали в 2013 году.

    И сейчас, спустя девять лет российские полярники возобновляют работу дрейфующих арктических станций.

    Все материалы сюжета "Первая экспедиция ледостойкой платформы "Северный полюс" в Арктику: Дневник обозревателя "РГ" читайте на сайте "Российской газеты".

    Поделиться