Улично-дорожная сеть столицы до конца года увеличится на 90 километров
В церемонии открытия, которая прошла в режиме видео-конференц-связи, приняли участие президент РФ Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин.
За 40 минут через всю Москву
Московский скоростной диаметр - на таком названии остановились москвичи в ходе голосования на "Активном гражданине" для новой бессветофорной трассы - находится, можно сказать, на старте. Правда, еще не весь - к открытию готовится северный участок. "Его готовность внутри МКАД приближается к 100 процентам, - рассказал "РГ" руководитель департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов. - Остались детали - наносится разметка, идут пуско-наладочные работы по освещению, автоматизации и диспетчеризации дорожного движения. Параллельно готовим документацию для ввода первой части в строй".
Напомню, в основе МСД две хорды - Северо-Восточная длиной 40 километров и Юго-Восточная - еще 28 километров. Идея соединить их в одну дорогу родилась не сразу. Но решение было вполне логичным, так как благодаря ему москвичи получают дорогу, по которой можно будет пересечь весь город с севера на юг, минуя центр всего за 40 минут. Тем более, как отметил Рафик Загрутдинов, для этого и делать-то дополнительно ничего не пришлось - лишь слегка подкорректировали проект в месте стыковки в районе шоссе Энтузиастов. Но для того чтобы проложить запланированные 68 километров в плотно застроенном городе, по территориям промзон и жилых районов, строителям нужно возвести 136 тоннелей, эстакад, путепроводов и мостов. Трасса парит, по сути, в воздухе.
Самой же тяжелой оказалась именно северная часть диаметра. Она первой еще в 2016 году начала строиться, и первой приходит к финишу, несмотря на все сложности. "Строить ее пришлось, не останавливая движение на крупных городских магистралях и в "окна" на железной дороге, так как дорога проходит через большое количество путей, - продолжал Рафик Загрутдинов. - Но все работы выполнены по плану. В том числе - и сооружение эстакады, одной из крупнейших в городе, которая проходит от Алтуфьевского до Дмитровского шоссе". Ее длина 2,4 километра, а вместе с боковыми проездами - 8 километров. Местами она проходит на высоте более 20 метров.
Сумели строители развеять и страхи москвичей о том, что увеличившийся поток машин перед окнами их домов сделает жизнь вблизи трассы невыносимой. Защитило горожан с одной стороны то, что проходит новая дорога большей частью вдоль железных дорог и по промзонам. Там же, где она приближается к жилым домам, как, например, в районе Ботанического сада, где в последние годы появилась новая застройка, дорожники выполнили все требования, существующие для снижения шумового воздействия. Установили, в частности, шумозащитные экраны. И не только в этом месте - по всей трассе их оборудовали в общей сложности на 27 километрах. В квартирах москвичей, дома которых оказались в ближней зоне к дороге, поменяли окна на шумозащитные с клапанами для проветривания. Да и само дорожное полотно, которое в Москве в наше время укладывают, обладает шумопоглощающим эффектом. К тому же, как справедливо обратил внимание Рафик Загрутдинов, наибольший шум и вредные выхлопы машины издают в пробках, а на такой скоростной трассе, как Московский диаметр, от их двигателей вредное воздействие минимальное.
Полным ходом идут работы и на южном участке МСД - по оценке главы департамента, он построен на 48 процентов. Полностью по всей трассе москвичи и жители Подмосковья, как обещают городские власти, поедут в 2023 году. Причем поедут бесплатно, хотя правительством Москвы принято решение сделать МСД платным. Но это касается транзитного транспорта и сделано с единственной целью - чтобы заезжие машины не заполонили дорогу, призванную разгрузить город.
Тем более что транзит теперь легко может объехать столицу по ЦКАД.
Если же говорить об эффекте МСД, его трудно переоценить. Улучшение транспортной ситуации почувствуют жители 44 районов города. К тому же, напомнил Загрутдинов, с его пуском появляется не просто новая дорога, а в рамках формирования нового транспортного каркаса в эти районы приходят и новые станции метро, и железнодорожные центральные диаметры, и новые маршруты общественного транспорта. В итоге москвичи по ряду маршрутов будут тратить на дорогу в полтора-два раза меньше времени. Взять хотя бы район Люблино. Чтобы доехать до нового Восточного вокзала, ближайшего теперь к нему, прежде жителям требовалось 40-50 минут, а сейчас хватит 20.
Имеет значение и то, что когда в Москве строится сейчас любая магистраль, то одновременно приводится в порядок вся дорожно-транспортная инфраструктура, расположенная по соседству. В итоге все районы реновации, а их располагается вдоль МСД много, тоже получают новые въезды и выезды.
Новая геометрия
Кольцевое разделение дорог было для Москвы традиционным испокон веков. До 2010 года планировалось построить еще одно кольцо, четвертое по счету.
Но с приходом к руководству столицей Сергея Собянина было принято решение вместо очередного кольца построить четыре хорды. Частично они прошли по тем же территориям, на которых планировалось проложить и ЧТК, но как показали подсчеты, такая геометрия - в виде отдельных магистралей - на 20 процентов более эффективна, чем замкнутая кольцевая.
Эти хорды протяженностью 138 километров сопоставимы с длиной четырех ТТК.
Первой еще в 2019 году построили 30-километровую Северо-Западную хорду. Она соединила Сколковское шоссе с бывшей Северо-Восточной хордой, а теперь с северным участком Московского скоростного диаметра. В 2023 году, как уже отмечалось, будет достроен и весь МСД, а также до конца следующего года завершится и сооружение Южной рокады. "Мэром Сергеем Семеновичем Собяниным поставлена задача запустить все хорды в комплексе", - подчеркнул Рафик Загрутдинов. Эти магистрали, по оценке экспертов, улучшат транспортную ситуацию в 73 районах города, где проживает более 7 миллионов москвичей и где в ближайшие годы масштабно будет развиваться программа реновации. Но уже сейчас, когда хорды работают лишь отдельными отрезками, благодаря им быстрее стали добираться на работу и с работы домой около 1,7 миллиона жителей столицы.
Дублеров все больше
Самые загруженные транспортом столичные магистрали в последние годы все чаще обзаводятся дублерами. Взять хотя бы Кутузовский проспект. В 2020 году у него появился Южный дублер, который в ходе голосования на "Активном гражданине" москвичи переименовали в проспект Генерала Дорохова. Он связал МКАД с Третьим транспортным кольцом в районе Московского международного делового центра "Москва-Сити", став в столице 24-й вылетной магистралью. И эта 10-километровая дорога прошла большей частью не по земле, а по мостам, тоннелям и эстакадам - их на ней 25. Имея по три полосы движения в каждую сторону, она уже существенно разгрузила на западе столицы не только Кутузовский проспект, но и Мичуринский проспект и Можайское шоссе.
На подходе еще один дублер Кутузовского проспекта - Северный. Он строится на частные инвестиции, половина работ уже позади. Всячески помогает концессионеру и город - в выносе инженерных коммуникаций, строительстве путепроводов и пешеходных переходов. И эта магистраль практически состоит наполовину из искусственных сооружений. Например, МКАД и Рабочий поселок соединит двухкилометровая эстакада, в районе Фили появится мост через Москву-реку, через железную дорогу - множество путепроводов. В данный момент строятся сразу шесть эстакад, ведущих на Кольцевую и Северный обход Одинцово. После пуска движения на этом дублере на полную мощность заработает и Молодогвардейская транспортная развязка, в результате проехать от МКАД к Московскому международному деловому центру "Москва-Сити" можно будет буквально за 7-8 минут. А ведь это часть города, где работают тысячи москвичей, а также активно реализуется программа комплексного развития территорий.
Дублером может обзавестись и Дмитровское шоссе. Как рассказал Рафик Загрутдинов, сейчас рассматривается вопрос строительства связки МСД в районе станции метро "Лихоборы" до Третьего транспортного кольца в районе метро "Рижская". Это большая трасса по три полосы движения в каждую сторону, которая могла бы зайти в город от Бусиновской развязки, потом повернуть налево к эстакаде диаметра, дойти до Дмитровки и дальше стать дублером Дмитровского шоссе практически до Третьего транспортного кольца.
На юге в зоне действия МСД предполагается дублер Варшавского шоссе, а также продление дублера Люблинской улицы до района Южного порта. Но это еще только планы дорожного строительства на период до 2030 года, в течение которого, по словам заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарева, может быть построено еще 600 километров дорог.
От клевера к направленным съездам
Долгое время одной из самых опасных дорог в столице считалась МКАД, по которой ежедневно мчится больше 1,3 миллиона машин. Аварии же там случались в основном на устаревших транспортных развязках клеверного типа. Такое название они получили потому, что их съезды похожи на четыре лепестка. На этих лепестках в часы пик встречные машины нередко сталкивались, перегораживая въезд и выезд всему транспортному потоку. На смену им уже на 18 развязках МКАД пришли направленные съезды, где пересечений не может быть в принципе.
В настоящее время на Кольцевой ведется реконструкция еще четырех транспортных развязок. В частности, на развязке с Осташковским шоссе часть искусственных сооружений открылась еще в июне. На пересечении Алтуфьевского шоссе с Кольцевой идет монтаж путепровода и устройство временных съездов, до конца этого года завершатся основные работы. В первом квартале 2023 года планируется запустить движение и тут. В работе еще две развязки - Верхние Поля - Капотня и с улицей Липецкой. На первой идет монтаж опор эстакад и путепроводов через железную дорогу, ее планируется достроить также в 2023 году. Крупную связку с улицей Липецкой, состоящую из нескольких путепроводов, тоннеля и четырех пешеходных переходов, по контракту должны завершить в 2024 году.
Если мысленно выстроить в одну линию все новые съезды и разгонные полосы, которые появились в ходе реконструкции Кольцевой, получится, что 108-километровая МКАД стала вдвое длиннее. И пробок на ней теперь значительно меньше, и ДТП.
Рафик Загрутдинов, руководитель департамента строительства Москвы:
- Во время пандемии коронавируса московским строителям то и дело предсказывали остановку работ. Но мы выполнили все, что планировалось правительством Москвы. Ни на день не останавливались и в этом году. Чтобы сразу внести в ситуацию ясность, по распоряжению мэра мы собрали всех крупных подрядчиков и сказали: город не сокращает свои инвестиции ни в одну городскую программу. От вас требуется одно: четко, в срок выполнять свои задачи. Все проблемы, возникавшие по ходу, решались молниеносно. Появились, например, у банков сложности с оборотными средствами. Федеральный центр оперативно принял поправки в 44-ФЗ, позволившие субъектам вносить изменения в ранее заключенные контракты. Для строителей это было главное решение: город получил возможность увеличить застройщикам авансирование с казначейских счетов с 30 до 50-70 процентов. В результате ни подорожание металла, ни некоторые сложности с логистикой не сказались на темпах работ. Стройка не только не замедлилась, но пошла даже быстрее. Скорость для нас важнее всего, так как любое промедление ведет к удорожанию строительства.