Улично-дорожная сеть столицы до конца года увеличится на 90 километров

Более 1100 километров новых дорог построено в столице с 2011 года. Еще 90 километров планируется ввести до конца этого года. Не намерен город сокращать масштабы дорожного строительства и впредь. Причем каждая новая магистраль - это не просто дорожное полотно, а сложные инженерные сооружения с тоннелями, мостами, эстакадами, транспортными развязками. Но самый уникальный проект среди новых трасс - Московский диаметр, единственная скоростная дорога в черте столицы, которая частично открылась для движения в День города.
В День города президент РФ Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли несколько вновь построенных объектов.
В День города президент РФ Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли несколько вновь построенных объектов. / Гавриил Григоров / ТАСС

В церемонии открытия, которая прошла в режиме видео-конференц-связи, приняли участие президент РФ Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин.

За 40 минут через всю Москву

Московский скоростной диаметр - на таком названии остановились москвичи в ходе голосования на "Активном гражданине" для новой бессветофорной трассы - находится, можно сказать, на старте. Правда, еще не весь - к открытию готовится северный участок. "Его готовность внутри МКАД приближается к 100 процентам, - рассказал "РГ" руководитель департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов. - Остались детали - наносится разметка, идут пуско-наладочные работы по освещению, автоматизации и диспетчеризации дорожного движения. Параллельно готовим документацию для ввода первой части в строй".

Напомню, в основе МСД две хорды - Северо-Восточная длиной 40 километров и Юго-Восточная - еще 28 километров. Идея соединить их в одну дорогу родилась не сразу. Но решение было вполне логичным, так как благодаря ему москвичи получают дорогу, по которой можно будет пересечь весь город с севера на юг, минуя центр всего за 40 минут. Тем более, как отметил Рафик Загрутдинов, для этого и делать-то дополнительно ничего не пришлось - лишь слегка подкорректировали проект в месте стыковки в районе шоссе Энтузиастов. Но для того чтобы проложить запланированные 68 километров в плотно застроенном городе, по территориям промзон и жилых районов, строителям нужно возвести 136 тоннелей, эстакад, путепроводов и мостов. Трасса парит, по сути, в воздухе.

Самой же тяжелой оказалась именно северная часть диаметра. Она первой еще в 2016 году начала строиться, и первой приходит к финишу, несмотря на все сложности. "Строить ее пришлось, не останавливая движение на крупных городских магистралях и в "окна" на железной дороге, так как дорога проходит через большое количество путей, - продолжал Рафик Загрутдинов. - Но все работы выполнены по плану. В том числе - и сооружение эстакады, одной из крупнейших в городе, которая проходит от Алтуфьевского до Дмитровского шоссе". Ее длина 2,4 километра, а вместе с боковыми проездами - 8 километров. Местами она проходит на высоте более 20 метров.

Сумели строители развеять и страхи москвичей о том, что увеличившийся поток машин перед окнами их домов сделает жизнь вблизи трассы невыносимой. Защитило горожан с одной стороны то, что проходит новая дорога большей частью вдоль железных дорог и по промзонам. Там же, где она приближается к жилым домам, как, например, в районе Ботанического сада, где в последние годы появилась новая застройка, дорожники выполнили все требования, существующие для снижения шумового воздействия. Установили, в частности, шумозащитные экраны. И не только в этом месте - по всей трассе их оборудовали в общей сложности на 27 километрах. В квартирах москвичей, дома которых оказались в ближней зоне к дороге, поменяли окна на шумозащитные с клапанами для проветривания. Да и само дорожное полотно, которое в Москве в наше время укладывают, обладает шумопоглощающим эффектом. К тому же, как справедливо обратил внимание Рафик Загрутдинов, наибольший шум и вредные выхлопы машины издают в пробках, а на такой скоростной трассе, как Московский диаметр, от их двигателей вредное воздействие минимальное.

Полным ходом идут работы и на южном участке МСД - по оценке главы департамента, он построен на 48 процентов. Полностью по всей трассе москвичи и жители Подмосковья, как обещают городские власти, поедут в 2023 году. Причем поедут бесплатно, хотя правительством Москвы принято решение сделать МСД платным. Но это касается транзитного транспорта и сделано с единственной целью - чтобы заезжие машины не заполонили дорогу, призванную разгрузить город.

Тем более что транзит теперь легко может объехать столицу по ЦКАД.

В итоге москвичи по ряду маршрутов будут тратить на дорогу в полтора-два раза меньше времени

Если же говорить об эффекте МСД, его трудно переоценить. Улучшение транспортной ситуации почувствуют жители 44 районов города. К тому же, напомнил Загрутдинов, с его пуском появляется не просто новая дорога, а в рамках формирования нового транспортного каркаса в эти районы приходят и новые станции метро, и железнодорожные центральные диаметры, и новые маршруты общественного транспорта. В итоге москвичи по ряду маршрутов будут тратить на дорогу в полтора-два раза меньше времени. Взять хотя бы район Люблино. Чтобы доехать до нового Восточного вокзала, ближайшего теперь к нему, прежде жителям требовалось 40-50 минут, а сейчас хватит 20.

Имеет значение и то, что когда в Москве строится сейчас любая магистраль, то одновременно приводится в порядок вся дорожно-транспортная инфраструктура, расположенная по соседству. В итоге все районы реновации, а их располагается вдоль МСД много, тоже получают новые въезды и выезды.

Новая геометрия

Кольцевое разделение дорог было для Москвы традиционным испокон веков. До 2010 года планировалось построить еще одно кольцо, четвертое по счету.

Но с приходом к руководству столицей Сергея Собянина было принято решение вместо очередного кольца построить четыре хорды. Частично они прошли по тем же территориям, на которых планировалось проложить и ЧТК, но как показали подсчеты, такая геометрия - в виде отдельных магистралей - на 20 процентов более эффективна, чем замкнутая кольцевая.

Эти хорды протяженностью 138 километров сопоставимы с длиной четырех ТТК.

Первой еще в 2019 году построили 30-километровую Северо-Западную хорду. Она соединила Сколковское шоссе с бывшей Северо-Восточной хордой, а теперь с северным участком Московского скоростного диаметра. В 2023 году, как уже отмечалось, будет достроен и весь МСД, а также до конца следующего года завершится и сооружение Южной рокады. "Мэром Сергеем Семеновичем Собяниным поставлена задача запустить все хорды в комплексе", - подчеркнул Рафик Загрутдинов. Эти магистрали, по оценке экспертов, улучшат транспортную ситуацию в 73 районах города, где проживает более 7 миллионов москвичей и где в ближайшие годы масштабно будет развиваться программа реновации. Но уже сейчас, когда хорды работают лишь отдельными отрезками, благодаря им быстрее стали добираться на работу и с работы домой около 1,7 миллиона жителей столицы.

Рафик Загрутдинов: За весь период пандемии Москва не сократила инвестиции ни в одну городскую программу. Фото: Сергей Куксин

Дублеров все больше

Самые загруженные транспортом столичные магистрали в последние годы все чаще обзаводятся дублерами. Взять хотя бы Кутузовский проспект. В 2020 году у него появился Южный дублер, который в ходе голосования на "Активном гражданине" москвичи переименовали в проспект Генерала Дорохова. Он связал МКАД с Третьим транспортным кольцом в районе Московского международного делового центра "Москва-Сити", став в столице 24-й вылетной магистралью. И эта 10-километровая дорога прошла большей частью не по земле, а по мостам, тоннелям и эстакадам - их на ней 25. Имея по три полосы движения в каждую сторону, она уже существенно разгрузила на западе столицы не только Кутузовский проспект, но и Мичуринский проспект и Можайское шоссе.

На подходе еще один дублер Кутузовского проспекта - Северный. Он строится на частные инвестиции, половина работ уже позади. Всячески помогает концессионеру и город - в выносе инженерных коммуникаций, строительстве путепроводов и пешеходных переходов. И эта магистраль практически состоит наполовину из искусственных сооружений. Например, МКАД и Рабочий поселок соединит двухкилометровая эстакада, в районе Фили появится мост через Москву-реку, через железную дорогу - множество путепроводов. В данный момент строятся сразу шесть эстакад, ведущих на Кольцевую и Северный обход Одинцово. После пуска движения на этом дублере на полную мощность заработает и Молодогвардейская транспортная развязка, в результате проехать от МКАД к Московскому международному деловому центру "Москва-Сити" можно будет буквально за 7-8 минут. А ведь это часть города, где работают тысячи москвичей, а также активно реализуется программа комплексного развития территорий.

Хорды улучшат транспортную ситуацию в 73 районах города, где проживает более 7 миллионов москвичей и где в ближайшие годы будет развиваться программа реновации

Дублером может обзавестись и Дмитровское шоссе. Как рассказал Рафик Загрутдинов, сейчас рассматривается вопрос строительства связки МСД в районе станции метро "Лихоборы" до Третьего транспортного кольца в районе метро "Рижская". Это большая трасса по три полосы движения в каждую сторону, которая могла бы зайти в город от Бусиновской развязки, потом повернуть налево к эстакаде диаметра, дойти до Дмитровки и дальше стать дублером Дмитровского шоссе практически до Третьего транспортного кольца.

На юге в зоне действия МСД предполагается дублер Варшавского шоссе, а также продление дублера Люблинской улицы до района Южного порта. Но это еще только планы дорожного строительства на период до 2030 года, в течение которого, по словам заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарева, может быть построено еще 600 километров дорог.

От клевера к направленным съездам

Долгое время одной из самых опасных дорог в столице считалась МКАД, по которой ежедневно мчится больше 1,3 миллиона машин. Аварии же там случались в основном на устаревших транспортных развязках клеверного типа. Такое название они получили потому, что их съезды похожи на четыре лепестка. На этих лепестках в часы пик встречные машины нередко сталкивались, перегораживая въезд и выезд всему транспортному потоку. На смену им уже на 18 развязках МКАД пришли направленные съезды, где пересечений не может быть в принципе.

В настоящее время на Кольцевой ведется реконструкция еще четырех транспортных развязок. В частности, на развязке с Осташковским шоссе часть искусственных сооружений открылась еще в июне. На пересечении Алтуфьевского шоссе с Кольцевой идет монтаж путепровода и устройство временных съездов, до конца этого года завершатся основные работы. В первом квартале 2023 года планируется запустить движение и тут. В работе еще две развязки - Верхние Поля - Капотня и с улицей Липецкой. На первой идет монтаж опор эстакад и путепроводов через железную дорогу, ее планируется достроить также в 2023 году. Крупную связку с улицей Липецкой, состоящую из нескольких путепроводов, тоннеля и четырех пешеходных переходов, по контракту должны завершить в 2024 году.

Если мысленно выстроить в одну линию все новые съезды и разгонные полосы, которые появились в ходе реконструкции Кольцевой, получится, что 108-километровая МКАД стала вдвое длиннее. И пробок на ней теперь значительно меньше, и ДТП.

Дословно

Рафик Загрутдинов, руководитель департамента строительства Москвы:

- Во время пандемии коронавируса московским строителям то и дело предсказывали остановку работ. Но мы выполнили все, что планировалось правительством Москвы. Ни на день не останавливались и в этом году. Чтобы сразу внести в ситуацию ясность, по распоряжению мэра мы собрали всех крупных подрядчиков и сказали: город не сокращает свои инвестиции ни в одну городскую программу. От вас требуется одно: четко, в срок выполнять свои задачи. Все проблемы, возникавшие по ходу, решались молниеносно. Появились, например, у банков сложности с оборотными средствами. Федеральный центр оперативно принял поправки в 44-ФЗ, позволившие субъектам вносить изменения в ранее заключенные контракты. Для строителей это было главное решение: город получил возможность увеличить застройщикам авансирование с казначейских счетов с 30 до 50-70 процентов. В результате ни подорожание металла, ни некоторые сложности с логистикой не сказались на темпах работ. Стройка не только не замедлилась, но пошла даже быстрее. Скорость для нас важнее всего, так как любое промедление ведет к удорожанию строительства.