В топ-3 туристических направлений лета 2022 года вошли Россия, Турция и Абхазия. Аналитическая служба Ассоциации туроператоров России сообщила на основе статистики бронирований за июнь - август, что это было первое лето, когда по нашей стране участники ассоциации отправили больше организованных туристов, чем на турецкие курорты. А по данным ВЦИОМ, минувшим летом за рубежом отдыхали только 2% наших сограждан.
Для сравнения: до пандемии, летом 2019 года свой отпуск за границей проводили 8% россиян. Сегодня наши туристы снова переориентировались на внутренние направления. И дело не только в том, что выехать за рубеж стало сложнее, но и в том, что уровень сервиса и качество продукта в российских регионах в последние несколько лет выросли в разы. Так, исполнительный директор Союза городов Золотого кольца Наталья Булах уверена, что у многих россиян Золотое кольцо ассоциируется с храмами и куполами. "Но в последние годы на маршруте развиваются и пользуются популярностью все виды туризма: культурно-познавательный, гастрономический, событийный, экотуризм. Открылось много новых музеев, гостиниц с воссозданием исторической среды, кафе, интерактивных площадок", - рассказала она "РГ".
Росту популярности внутрироссийских направлений способствует и программа туристического кешбэка. Так, до 10 сентября проходила акция "Осенний кешбэк", в рамках которой можно было купить туры и проживание в отелях на период с 1 октября по 25 декабря с возвратом на карту "Мир" до 20% от их стоимости. По данным Ростуризма, этой возможностью пользуется все больше жителей страны. Этой осенью - около 600 тысяч человек. По заявлению главы ведомства Зарины Догузовой, в период кешбэка продажи туров возросли в 2-3 раза. В тройку лидеров вошли: курорты Краснодарского края (прежде всего Сочи), Кавказские Минеральные Воды и Санкт-Петербург. Кроме них этой осенью туристы едут в республики Северного Кавказа (преимущественно Дагестан), Подмосковье, Калининград, Крым, Шерегеш, Казань. Еще популярны речные круизы из Москвы в Тверь, Мышкин, Углич, Рыбинск, Казань, Ярославль, Пермь и железнодорожные туры - в Карелию, Йошкар-Олу, Калининград, Самару и Тольятти.
По данным вице-президента АТОР Тараса Кобищанова, одним из главных трендов 2022 года стал переход туристов из сегмента самостоятельных путешествий в организованный. Иными словами, на рынке резко выросла доля туроператорского бизнеса. Он напомнил, что до пандемии на этот сегмент приходилось только 60% путешествующей публики. "Более того, до пандемии стало даже несколько постыдным бронировать тур у турагента, туристы предпочитали организовывать поездки самостоятельно. Это было мощнейшим трендом. Сейчас ситуация изменилась", - рассказал он в интервью "Вестнику АТОР". В 2022 году на долю организованного туризма приходится уже 84% туристов. И всего 16% - на самостоятельные бронирования. По словам эксперта, это вызвано тем, что из-за ухода из России международных сервисов бронирования стало труднее самостоятельно забронировать отели за рубежом и купить билеты. Кроме того, не во всех странах принимают российские банковские карты системы "Мир", валюты на руках не так много. "У большого количества людей появилась необходимость оплатить свой отдых в рублях, включая питание, экскурсии, трансферы и пр. Это также можно сделать через турагентства и туроператоров", - пояснил он. И, наконец, чрезвычайные ситуации последних лет показали, что с туроператором лететь надежнее в случае какого-либо кризиса.
Согласно исследованиям Всемирной туристской организации ООН, выбор направления для путешествия на 30% зависит от возможности попробовать оригинальную и интересную кухню. В минувшие выходные во Владивостоке Ростуризм представил концепцию развития гастрономического туризма, которая готовилась экспертами почти год. В концепции даны определения таким понятиям, как гастротур, гастрофестиваль и многие другие. Гастрономический туризм, по мнению авторов концепции, - это взаимодействие туриста с культурой региона через знакомство с кухней, этногастрономическими традициями, локальными продуктами и напитками.
Очевидно, что необходимость в создании комплексного подхода к этому направлению назрела. По информации Российского союза туриндустрии, спрос на поездки с гастрономической составляющей в нашей стране растет примерно на 17% в год, то есть в два раза быстрее, чем общий объем внутреннего турпотока. Люди все больше ценят уникальные аутентичные впечатления. И кстати, участники таких туров оставляют в регионах денег на 24% больше, чем "неспециализированные" туристы. Автор проекта "Гастрономическая карта России" Екатерина Шаповалова уверена, что это не временное явление. Она рассказала корреспонденту "РГ": "Российская идентичность, внедрение региональной кухни в инфраструктуру, в нашу жизнь - я уверена, что это тема ближайшего десятилетия. Что мы передадим по наследству нашим детям ? Все наши площадки знакомят прежде всего местных жителей с кухней и кулинарными традициями их региона". "Регион, который знают и любят местные жители, полюбит гость - это аксиома", - считает Шаповалова.
По данным ВЦИОМ, этим летом каждый третий россиянин провел отпуск дома, занимаясь делами. Но для того чтобы отдохнуть с пользой для души и тела, необязательно ехать за тридевять земель. Можно выбраться на выходные в другой город, посмотреть местные достопримечательности, посетить музеи, провести время на природе и, что называется, перезагрузиться. Тем более что 17% россиян считают оптимальным вариантом отдыха именно выходные дни. Популярность этого направления заметили и в Ростуризме. В августе там представили 20 готовых вариантов для коротких поездок в города Центральной, северо-западной и южной частей России, а также Приволжье, Урал и Дальний Восток. Примерная программа такой поездки: приехать в Рязань, побывать на экскурсии в местном кремле и крупнейшем музее военной техники, прогуляться по набережной и на теплоходе, сделать селфи у гриба с глазами, попробовать и купить друзьям фирменные леденцы и пряники. "Мы постарались максимально продумать, как лучше доехать, что посмотреть, конечно же, где жить, какие подарки и сувениры привезти. Всего два-три дня, но я всегда повторяю, что выходные - это маленькая жизнь, которую в наших силах наполнить яркими впечатлениями и эмоциями", - отметила глава Ростуризма Зарина Догузова.
Наталья Булах, исполнительный директор Союза городов Золотого кольца:
Если говорить о новых тенденциях на российском туристическом рынке, нужно отметить, что изменился главный его участник - турист. Стало больше индивидуальных туристов, семейных групп. Туристы стали более требовательными к уровню сервиса. Это прежде всего те, кто привык ездить за границу, а теперь путешествует по России. Увеличилось количество ночевок. Если раньше это чаще всего была одна ночевка, то сейчас - 2-3. Турист сегодня хочет увидеть что-то необычное, нестандартное, очень востребованы экскурсии от местных краеведов, погружение в жизнь провинциального города. Все эти запросы "нового" туриста могут удовлетворить города Золотого кольца России.