Как рассказал мне накануне руководитель группы океанографических исследований "СП-41" Никита Куссе-Тюз: "Первая опасность на льдине - трещины. Вторая - белый медведь". И с улыбкой добавил: "Белого медведя бояться - за торосы не ходить".
А ходить придется. Для этого и инструктаж. Белый медведь - самый крупный и всеядный хищник планеты. И чтобы участники экспедиции и экипаж судна (это касается, прежде всего, новичков) реально воспринимали ситуацию и не умилялись на милые фото о дружбе человека и медведя, им показали другие, достаточно жесткие, кадры. И предупредили: картинка с семейством белых мишек на фоне корабля может вполне сочетаться с кадрами, как медведь нападает на человека и снимает с него скальп.
Так что первое правило, которое должны запомнить новички-полярники: любая встреча с хозяином Арктики таит угрозу. И одно дело, когда мишка за 500 метров от тебя. И совсем другое - когда он приближается. Так что лучше не рисковать.
Сопровождать группы, выходящие на лед, будут два егеря. И одна собака - она живет в Арктике и отлично чувствует приближение медведя.
Пса уже доставили с мыса Баранова на научно-исследовательское судно "Академик Трешников", которое подбирает для "Северного полюса" подходящую льдину. Предполагалось, что будет две собаки. Потом выяснилось, что другая поехать с экспедицией не сможет по состоянию здоровья.
Но ничего: на "СП-1" вместе с папанинцами тоже проживал лишь один пес - по кличке Веселый. Как кличут нового члена экспедиции "СП-41" мы пока не знаем. Познакомимся при встрече, когда два судна "Северный полюс" и "Академик Трешников" подойдут к льдине. Пес на время экспедиции станет, по сути, членом полярной команды.
Начальник экспедиции "СП-41" Кирилл Фильчук рассказал "РГ", как однажды был на волосок от нападения хозяина Арктики.
Медведь тихонько подкрался к продуктовому складу. И оказался в десяти метрах от Кирилла. А расстояние в 50 метров уже считается критическим: медведь в любую секунду может ринуться в атаку. Повезло! Мишка заинтересовался продуктами. Это дало полярникам выиграть время. Ошарашили зверя отпугивающими средства. И - рванули на снегоходах.
Так что никакой самодеятельности и свободной прогулки на радостях куда глаза глядят, предупреждает Кирилл. Только организованные группы с сопровождением.
Кстати, на льдине у каждого члена экспедиции будет индивидуальная рация, служащая и маячком. Она должна быть в вертикальном положении, предупреждает Кирилл. Как только рация оказывается в горизонтальном, сразу поступает вопрос: "Что происходит, все ли в порядке, случайно ли оборонили рацию?".
Если человек не отвечает - будет послана группа спасения. Конечно, это не значит, что обязательно произошло нападение медведя. Может, человеку плохо стало. Но действовать спасатели будут незамедлительно.
Любит медведь за торосами прятаться, говорил мне Никита Куссе-Тюз. И вспоминал случай на дрейфующей станции "Северный полюс-40":
- Торошение происходило до поры до времени за границей станции. Да и дрейфовали мы в секторе, где нет рядом островов. В настолько высокоширотной Артике медведи бывают только случайно забредшие. Но однажды ночью один все-таки заявился к нам. Отогнали. Второй раз - по утру видим следы. То есть медведь зашел на станцию, потоптался и ретировался. Мы пошли по его следам, но на льдине зверя уже не было.
У руководителя группы биологов "СП-41", сотрудника Арктического и антарктического НИИ и Мурманского биологического института Ольги Зиминой - своя история. Она участвовала в тренировочной зимовке на "Академике Трешникове" - вмерзали в льдину.
К ним тогда тоже подходили белые медведи. Очень любопытные, и отогнать их было сложно. На ракетницу и выстрел в воздух они не реагировали. Пришлось отгонять уже с помощью вертолета ("Академик Трешников" имеет на борту вертолет). Тем не менее, мишки успели повалить и погрызть кабели, которые ученые протянули от судна к лагерю.
Пред приемом в экспедицию судового доктора "Северного полюса" Дениса Куярова специально спросили, сможет ли он оказать хирургическую помощь собаке. "Да, могу", - ответил он. Так Денис узнал, что на судне будут собаки. Белых медведей отпугивать.
- Я в такой экспедиции впервые, - признался мне доктор, - Но бывалые полярники рассказывали, что мишки за огромное расстояние определяют присутствие судна по запаху от камбуза. И подходят именно с его стороны. Могут встать на лапы, опереться на корпус судна. Ну а чем может окончится близкое знакомство с белым медведем - все понимают. И этого допускать нельзя.
- А мишке медицинскую помощь тоже можете оказать? - интересуюсь.
- Окажу, если попросит, - улыбается Денис.
Ледостойкая платформа "Северный полюс" - уникальное научно-исследовательское судно - 18 сентября вышло из Мурманска. Оно движется в Арктику, где вмерзнет в льдину и будет с ней дрейфовать. Позади Баренцево море, Карское. Сейчас находятся в море Лаптевых.
На борту - члены экспедиции "Северный полюс-41", в основном сотрудники Арктического и антарктического НИИ.
Все материалы сюжета "Первая экспедиция ледостойкой платформы "Северный полюс" в Арктику: Дневник обозревателя "РГ" читайте здесь.