Программа предусматривает "комплекс мер по оказанию предприятиям малого и среднего бизнеса финансовой, правовой, методической, информационной и иной поддержки" (например, финансирование модернизации, покупка оборудования, обучение персонала и т. п.). Цели программы - увеличение количества квалифицированных поставщиков; увеличение доли закупок товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства; создание системы внедрения и трансфера новых технологических решений субъектов малого и среднего предпринимательства; импортозамещение и обеспечение снижения зависимости отраслей промышленности от импорта; локализация производства на территории России. Предполагается, что малый и средний бизнес будет ориентирован на конкретные товары, работы и услуги, необходимые госкомпаниям. Отбирать себе поставщиков госкомпании будут на созданной минэкономразвития цифровой платформе МСП путем оценки заказчиком соответствия заявок своим требованиям.
К 2024 году объем закупок госкомпаний у субъектов МСП должен вырасти до 5 трлн руб., при этом в 2021 году объем закупок составил 4,18 трлн руб.
"Мы должны сменить стратегию поддержки малого бизнеса с "приказано выжить" на "приказано заработать", - сказал на Петербургском экономическом форуме первый вице-премьер Андрей Белоусов. Прежняя стратегия поддержки малого предпринимательства, призванная отразить удары пандемии, ныне, в условиях санкций, действительно утратила актуальность. Но она принесла несомненные результаты, и нынешняя политика правительства в отношении малого бизнеса - продолжение атикризисной работы, начатой в период пандемии.
Сейчас ситуация иная. Универсальные меры поддержки (налоговые отсрочки, мораторий на проведение проверок, расширение доступа к госзаказам, снижение административной нагрузки на бизнес) останутся в силе, но подвергнутся инвентаризации. Первый вице-премьер Андрей Белоусов дал понять, что в условиях санкций государство нуждается во всесторонней и подробной информации о том, что производят малые предприятия и какие лакуны в экономике, взявшей курс на импортозамещение, они могут заполнить. Например, способны ли помочь крупным компаниям в тех производствах, где прекратились поставки и ощущается разрыв цепочек.
Однако российский малый бизнес почти весь состоит из торговли и услуг. Доля реального производства чрезвычайно мала - 5,5-6 процента. Поэтому трудно рассчитывать, что малое предпринимательство быстро покроет выросший спрос на товары, сырье, комплектующие. "Почему проблема с импортозамещением? Нет питательной среды (то есть малого бизнеса. - В.В.), которая может заместить сырье, материалы, комплектующие, произвести, создать... Европейские МСП нам на помощь не придут, это должны быть российские компании",- говорил первый заместитель главы минпромторга Василий Осьмаков. А президент "ОПОРЫ России" Александр Калинин предложил сконцентрировать помощь предпринимательству на отраслевой поддержке и внедрить программы по развитию МСП во всех отраслевых министерствах.
Региональные бизнес-омбудсмены оценивают новую риторику властей как серьезное предложение малому бизнесу включиться в программу импортозамещения. "Органы исполнительной власти должны подготовить перечни по сегментам, необходимым прежде всего для обеспечения жизнедеятельности города, промышленности, - говорит бизнес-омбудсмен Санкт-Петербурга Александр Абросимов. - Необходим перечень отраслей, чтобы предприниматели видели направления для своей работы".
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области Елена Артюх отмечает, что представители малого и среднего бизнеса готовы и к импортозамещению, и к кооперации с крупными компаниями, но необходимой информацией никто не располагает: "Вот прямо на сегодняшний день: сколько и чего в России импортного, что можно прямо сейчас заместить, а что требует инвестиций, чтобы заменить в каком-то временном промежутке".
Политика импортозамещения делает малый и средний бизнес партнером крупных компаний, вовлекает его в производство запчастей, комплектующих, недостающих товаров промышленного назначения и потребительского спроса. А стратегия поддержки малого бизнеса меняется с "приказано выжить" на "приказано заработать". При этом избавиться от недействующей компании станет проще. Госдума одобрила в первом чтении законопроект, упрощающий процедуру добровольного закрытия компаний малого бизнеса. При отсутствии обязательств перед кредиторами и бюджетом закрыть недействующее юрлицо можно будет в течение трех-четырех месяцев путем подачи в ФНС заявления об исключении юрлица из ЕГРЮЛ и не прибегая к сложным процедурам ликвидации.
Возлагать на малый бизнес неподъемную для него ношу в глобальном противостоянии России санкционному давлению, конечно, не стоит. Дополнительных рабочих мест этот бизнес не создает. Он не ставит перед собой и цели роста. Его целью до сих пор был самопрокорм. Ныне же эта цель перестает быть единственной.