Что происходит с добровольным страхованием автомобилей
Как пояснили во Всероссийском союзе страховщиков, снижение стоимости каско для физических лиц объясняется адаптацией рынка к резкому увеличению средней страховой суммы и ростом доли более дешевых страховых продуктов. То есть автовладельцы начали выбирать каско с ограниченным набором рисков и более высокими франшизами.
Средний уровень
Средняя страховая сумма по договорам, заключенным с физическими лицами, выросла за год почти на 24%. Основной причиной стал рост стоимости автомобилей, а не рост тарифов. По договорам с физическими лицами в 1 полугодии 2022 года средний тариф составил 1,88% против 2,3% в 2021 году.
Руководитель центра управления страховым портфелем по каско Страхового Дома ВСК Дмитрий Вишняков сообщил, что ситуация на российском авторынке значительно изменилась, с него ушел ряд производителей деталей, рост цен на запчасти составил почти 29%.
- Мы наблюдаем рост средней премии в пределах 10-15% по сравнению с прошлым годом, - отметил он. - Средняя страховая сумма выросла на 22% за тот же период.
Директор департамента андеррайтинга и управления продуктами страховой компании "Согласие" Павел Нефедов считает, что увеличение стоимости каско обусловлено в первую очередь сильным ростом страховых сумм, что связано с резким удорожанием как новых, так и подержанных автомобилей.
- При пролонгации клиенты также получают страховые суммы большие, нежели год назад, что приводит к росту премий не только по новым, но и по пролонгированным договорам. В среднем рост составляет порядка 15 %, - рассказал он. - Если говорить о росте страховых сумм, то они выросли в среднем на 15%. То есть увеличение средней стоимости каско практически прямо пропорционально росту страховых сумм.
Однако, по данным ВСС, спрос на автокаско имеет тенденцию к сокращению. Количество заключенных договоров за 1 полугодие 2022 года снизилось более чем на 20 тысяч в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, при этом падение продаж во 2 квартале 2022 года составило более 103,9 тысячи относительно 2 квартала 2021 года.
Развитие сегмента будет зависеть от динамики продаж новых автомобилей и общей экономической и геополитической ситуации. Негативные ожидания потребителей снижают спрос на товары длительного пользования, в том числе приобретаемые в кредит.
Что ждут страховщики?
Впрочем, представители страховых компаний смотрят на ситуацию более оптимистично. По словам директора департамента андеррайтинга автострахования "АльфаСтрахование" Ильи Григорьева, действительно, во втором квартале зафиксировано серьезное падение спроса на каско новых автомобилей, что связано с падением продаж на 80%. Но с другой стороны, стал расти спрос на страхование подержанных автомобилей, так как именно в этот сегмент переместились сделки по купли-продаже.
- В целом, сборы "АльфаСтрахование" по каско в первом полугодии 2022 г. увеличились на 22%, - говорит Илья Григорьев. - На рост повлияли несколько факторов: хорошие розничные продажи автомобилей в начале текущего года, а с марта - увеличение спроса на страхование б/у машин. На фоне роста стоимости автомобилей увеличивались и страховые суммы. Также отметим, что в первом полугодии среди юридических лиц спрос на добровольное страхование не только не падал, но даже рос. Мы ожидаем, что рынок каско в деньгах останется на уровне второго полугодия 2021 г. или чуть выше. Из позитивных моментов - рост страховой премии за счет роста стоимости автомобилей, в том числе при пролонгации страховых полисов. Негативное же влияние на рынок окажет продолжающееся падение продаж новых автомобилей.
По словам Дмитрия Вишнякова, спрос на каско остался на прежнем уровне. Рост опасений со стороны клиентов нивелируется падением продаж новых автомобилей. А перспективы рынка зависят от налаживания логистических цепочек по поставке запчастей.
Как сообщил Павел Нефедов, Основным драйвером роста рынка каско традиционно были продажи новых автомобилей, которые в настоящее время просели на 70-80 %, что, конечно, приводит к снижению количества клиентов на рынке.
- Однако, среди наших страхователей, кто уже имеет полис или покупает подержанный автомобиль, мы не видим снижения спроса на продукты каско, пояснил Павел Нефедов. - Этот вид страхования один из самых востребованных на рынке, что связано с желанием клиентов защитить свое имущество. Да, он претерпевает определенные изменения - усиливается спрос на продукты более дешевые (усеченные, с франшизой), но спрос в этом сегменте будет всегда. Конечно, рано или поздно рынок новых транспортных средств тоже восстановится. Возможно, что доля китайских автомобилей будет сильно выше, но на них также есть ощутимый спрос на страхование.
Детальный разбор
Однако из главных проблем в любом автостраховании - дефицит запчастей и их высокая стоимость. Очевидно, что страхуя машину по каско автовладелец ждет ремонта машины, а не денег на ее восстановление. Как решается эта проблема?
Кроме того, в начале года было огромное количество жалоб на страховщиков, что они признают машины уничтоженными даже при легких повреждениях. Это создает проблемы с получением страховых выплат.
Как пояснила председатель Совета Ассоциации профессиональных страховых брокеров (АПСБ) Катерина Якунина, действительно, проблема дефицита запчастей на ряд автомобильных марок существует. Вопрос с ремонтом решается, как правило, индивидуально, и зачастую требует увеличения сроков ремонта из-за существенного увеличения сроков поставки деталей.
- Резкий рост стоимости запчастей и, как следствие - рост стоимости ремонта, привел к тому, что тотальными стали признаваться автомобили с меньшими количеством и тяжестью повреждений, нежели это было раньше, - поясняет Катерина Якунина. - В результате выросло и количество тоталей, однако точной статистики о величине этого роста нет. Если страховщик признает полную гибель автомобиля, он осуществляет оценку стоимости годных остатков. Выплата по каско осуществляется либо в размере страховой суммы за вычетом стоимости годных остатков, если они остаются у страхователя, либо в размере страховой суммы, если годные остатки передаются страховщику.
Впрочем, в Страховом Доме ВСК роста случаев с тотальным уничтожением автомобилей не заметили. А с дефицитом запчастей проблему решают следующим образом: при согласии клиента производят ремонт восстановленными или альтернативными запчастями.
В "Согласии" также не увидели роста числа тотальных случаев в их страховом портфеле.
В "Альфа страховании" считают, что ситуация с запчастями на иностранные автомобили сейчас некритическая. Детали есть, и восстанавливается логистика по доставке их в Россию. Также налаживается взаимодействие с альтернативными рынками запчастей.
- По той номенклатуре, где сохраняется дефицит, а это, прежде всего, люксовые автомобили европейского производства, мы предлагаем выплату деньгами по ценам дилеров, - пояснил Илья Григорьев. - Что же касается "технических" тоталей, то весной мы фиксировали их рост, когда стоимость автомобиля в полисе перестала соответствовать реальной рыночной. Мы сразу же предложили нашим клиентам привести ее в соответствие, что снизило риск и количество таких тоталей.
Дешевое каско
В связи с дефицитом запчастей, риском угонов машин на запчасти, или просто воровства элементов с них, страховщики стали предлагать новые продукты. Кроме того, они нашли способы удешевить и стандартное каско. Например, для этого в появились предложения с ремонтом на универсальных станциях техобслуживания с использованием восстановленных и альтернативных запчастей.
Есть варианты, которые обеспечивают выплату только при угоне автомобиля или его полном уничтожении. Но классический и надежный способ снижения стоимости каско - это франшиза. Причем сейчас сраховщики сильно ее увеличили. Если раньше максимальная франшиза была 30 тысяч рублей, то сейчас есть и 70 тысяч, и 100 тысяч, встречается даже 150 тысяч рублей.
В России началось тестирование сервиса по предъявлению электронного водительского удостоверения в приложении "Госуслуги Авто". Хотя автомобилисты ей пока воспользоваться не могут. Как пояснили "РГ" в минцифры, в настоящий момент идет "опытная эксплуатация сервиса".
Предъявить права инспектору при помощи приложения "Госуслуги Авто" водители смогут во второй половине октября. Электронное водительское удостоверение в виде QR-кода, загружаемого из приложения "Госуслуги Авто" сотрудники ГИБДД будут считывать с помощью служебных мобильных устройств с установленным специальным ПО.
При этом в ведомстве особо отмечают, что по правилам водители должны иметь при себе и водительское удостоверение в оригинальном "бумажном" виде.
Мобильное приложение "Госуслуги Авто" было запущено в 2021 году. Сейчас, по данным минцифры, в нем зарегистрировано более 2 млн пользователей.
При помощи приложения можно предъявлять СТС в электронном виде, оформлять европротокол онлайн, производить оплату и обжалование штрафов, проверять ограничения, наложенные на автомобиль, а также записываться на регистрацию транспортных средств и замену водительских прав.
Как сообщил знакомый с разработкой источник "РГ", приложение для считывания кода уже готово. Сейчас его устанавливают на планшеты инспекторов и обучают личный состав с ним работать. Как только минцифры откроет возможность в приложении "Госуслуги Авто" предъявлять код вместо прав, Госавтоинспекция будет к этому готова.
Подготовили Владимир Баршев, Олег Капранов.