Стоит ли сегодня покупать машину в кредит
Ключевая ставка - один из основополагающих факторов в формировании процентных ставок по автокредитам и автолизингу, говорит генеральный директор компании "Газпромбанк Автолизинг" Лилия Маркова. "Сейчас по автокредитам предложение сильно разнится: декларируемые ставки стартуют от 1-2% годовых, а в некоторых случаях достигают 30%", - указывает эксперт. По ее мнению, последняя коррекция ставки ЦБ на 0,5% в сторону снижения особого влияния на процентные ставки не окажет.
Несмотря на переплату по банковским процентам и дополнительным затратам на каско, автокредиты пользуются спросом у россиян, ведь купить машину по нынешним ценам для многих стало просто не по карману. При этом кредит позволяет зафиксировать цену автомобиля и получить специальное предложение от дилера.
После падения в марте этого года объемы выдаваемых кредитов на автомобили растут пятый месяц подряд. Согласно данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в августе 2022 года в России было выдано 55,9 тыс. автокредитов - это на 16,8% больше по сравнению с предыдущим месяцем. Но относительно августа прошлого года их число, напротив, сократилось на 38,4%.
У покупателей сейчас есть несколько сценариев. Первый - дальнейшее формирование отложенного спроса, если имеющийся автомобиль технически исправен и не требует срочного обновления, рассуждает Лилия Маркова. Второй - в условиях роста цен на новую продукцию присмотреться к относительно доступным автомобилям на вторичке. А третий - пересмотреть свое отношение к продукции из Китая, чьи производители прибегают к демпингу. "Совершить покупку сейчас удобнее за счет заемных средств, ставки по ним в ближайшее время изменятся уже не столь значительно", - считает эксперт.
Между тем после некоторого снижения в июне средний чек выданных автокредитов стабилизировался. По оценкам НБКИ, в августе 2022 года он составил 1,19 млн рублей, символически увеличившись на 0,2% по сравнению с предыдущим месяцем. Дефицит предложения новых автомобилей привел к росту доли продаж подержанных машин, в том числе в кредит. Как рассказал директор департамента розничных продуктов Абсолют Банка Виталий Костюкевич, за минувшее лето 80% автокредитов было выдано банком на покупку автомобилей с пробегом, хотя в 2020 году ситуация была противоположной.
Заместитель лидера трайба Автофинанс "Открытие Авто" Александр Потапов говорит, что сегодня рынок поддерживает госпрограмма льготного автокредитования, за счет которой увеличиваются продажи отечественных машин в сегменте новых авто, происходит дальнейшая экспансия китайских брендов. Также растет спрос на автомобили с пробегом, не снижающийся из-за дефицита в сегменте новых машин.
С середины июля действует госпрограмма льготного автокредитования, по которой можно купить машину с 20-процентной скидкой от государства. Однако распространяется она в основном на автомобили Lada, УАЗ и ГАЗ, а из иностранных моделей по льготным кредитам с недавних пор стал доступен только китайский кроссовер Haval Jolion. Остальные же иномарки российского производства из госпрограммы были исключены, так как сейчас не производятся в нашей стране из-за нехватки комплектующих, хотя у дилеров все еще можно найти машины, выпущенные ранее.
Как заявили в минпромторге, льготное автокредитование планируется сохранить до 2025 года, но условия пока неизвестны. "Если покупатель рассматривает покупку автомобиля, попадающего под субсидию, покупку стоит совершать в этом году до окончания программы. Ожидать более привлекательных ставок или скидок ближе к концу года или в 2023 году не стоит", - советует Потапов.