В ходе заседания постпред РФ при ООН Василий Небензя указал, что выход газопроводов из строя "безусловно, выгоден Соединенным Штатам", поскольку их поставщики сжиженного газа теперь могут "праздновать кратное увеличение его поставок на европейский континент". По его словам, Вашингтон при этом не заботят перспективы "очень темной, холодной и долгой зимы" в Европе. Напротив, США, пользуясь энергокризисом, "спешно переносят европейское производство, получают передовые кадры, технологии, производственные ресурсы".
Небензя назвал повреждение газопроводов "умышленной диверсией против важнейшего объекта энергетической инфраструктуры России". Он отметил, что ущерб еще только предстоит оценить, для чего "необходим доступ к району и конкретному месту взрыва", а восстановительная операция будет "непростой". "Мы обязательно установим всех причастных к данной диверсии", - пообещал дипломат, призвав к "всестороннему расследованию". Небензя при этом подчеркнул, что на объективность международного разбирательства можно рассчитывать только в случае участия в нем России, поскольку она является собственником газопроводов и самой заинтересованной в расследовании стороной. Дипломат предположил, что в нем также могли бы принять участие представители стран, в чьих территориальных водах произошла диверсия - Дании и Швеции, а также Германии, которая является главным получателем газа из этих трубопроводов.
Небензя указал, что осуществление диверсии "подобной сложности и масштаба не под силу простым террористам". Он призвал западных коллег "воздержаться от русофобской, лишенной здравого смысла словесной эквилибристики в духе той, которая применялась вами в отношении украинских ударов по Запорожской АЭС".
"Мы не суд, чтобы решать, кто виновен", - напомнил дипломат. В ответ на попытки стран Запада возложить ответственность за диверсию на Россию он аргументировал: "Нам нет смысла своими руками разрушать проект, в который мы вложили колоссальные объемы инвестиций и от которого могла бы быть для нас существенная экономическая отдача".
Дипломат отметил, что, кто бы ни совершил диверсию, судя по реакции стран Запада, они воспринимают ее как своего рода месть России в контексте конфликта на Украине. В частности, зампостпреда США при ООН Ричард Миллс на заседании по диверсии на газопроводах значительную часть своей речи посвятил именно украинской тематике.
При этом, как позже рассказал первый зампостпреда РФ при ООН Дмитрий Полянский, не сумев "парировать представленные нами факты", страны Запада омрачили заседание скандалом, что "весьма примечательно". Так, в конце заседания постпред Франции при ООН Николя де Ривьер, чья страна председательствовала в Совбезе на момент заседания, не дал выступить с ответным словом официальному представителю "Газпрома" Сергею Куприянову.
В начале встречи Куприянов обратился к участникам заседания, рассказав им об инцидентах на "Северных потоках". По протоколу после последовавших заявлений постпредов всех стран участники имели право на ответное выступление. Небензя заявил председателю, что Куприянов хочет прокомментировать некоторые высказывания о европейском газовом рынке. Де Ривьер поначалу согласился, но, как только Куприянов начал выступать, председатель заявил: "Я вам не давал слова. Слово представителю Российской Федерации". Постпред РФ объяснил, что от имени "Газпрома" выступать не может, поэтому и дает слово Куприянову. В конечном итоге де Ривьер закрыл заседание. "Видимо, сорвавшись из-за неубедительности критики западного лагеря в отношении наших подходов", - прокомментировал Полянский, добавив, что это "нарушает любые нормы и практики Совбеза".
"Поступив так, французское председательство полностью себя изобличило, ведь ранее на всех этапах призывы к диалогу и к учету чужого мнения были визитной карточкой французов в СБ ООН", - резюмировал дипломат, добавив, что, по сути, "все свелось к банальной попытке заткнуть рот докладчику".
Александр Новак, заместитель председателя правительства России:
"Таких аварий еще не было. Безусловно, есть технические возможности восстанавливать инфраструктуру, это требует времени и соответствующих средств. Я уверен, что будут найдены соответствующие возможности. Но мы на сегодняшний день исходим из того, что нужно в первую очередь разобраться в том, кто это сделал".