03.10.2022 10:09

    "ЭРА-ГЛОНАСС" на автомобилях: ситуация остается непредсказуемой

    С 1 января 2017 года все автомобили, собранные в России или попадающие на территорию нашей страны, были обязаны иметь так называемую тревожную кнопку SOS на базе отечественной системы "ЭРА-ГЛОНАСС". Однако проблемы с электронными микрочипами, которые используются в блоках системы, вынудили российские власти временно приостановить действие постановления. Корреспондент "Российской газеты" решил узнать, сохраняется ли дефицит на рынке, сколько стоит установка "спасательного" комплекса и продлят ли действие моратория.
    Пресс-служба АвтоВАЗа
    Пресс-служба АвтоВАЗа

    Сразу оговоримся, что речь, само собой, будет идти о подержанных автомобилях, поскольку при производстве и продаже новых машин заботу об установке "ЭРА-ГЛОНАСС" берет на себя производитель, и рядовой автомобилист в процессе никак не участвует.

    Однако при ввозе из-за границы в Россию подержанного авто, учитывая, какой ажиотаж наблюдается на основных транзитных направлениях, всеми нюансами оформления придется заниматься уже самостоятельно или же с помощью посредников. Правда, повторимся, пока этот вопрос для покупателей легковых автомобилей отодвинут во времени до начала 2023 года, а для юридических лиц - до 1 октября 2022 года.

    Первое, что стоит знать: не каждый центр установки системы "ЭРА-ГЛОНАСС" готов внедрить заветную кнопку экстренного спасения. Большая часть таких центров специализируется на установке телеметрических комплексов для коммерческих автопарков. А вот той самой SOS-системой, которая правильно называется "Устройство вызова экстренных оперативных служб" или УВЭОС, занимаются лишь некоторые из профильных центров. Их перечень можно найти на специальном сайте.

    Мы наугад отобрали три таких центра в Санкт-Петербурге и обратились к ним с легендой помочь пройти всю необходимую процедуру для оформления пригнанного из Беларуси подержанного автомобиля. В первом же центре нам сообщили, что "кнопок" в наличии в данный момент нет, однако ближайшая небольшая партия, заказанная еще летом, должна-таки прийти к середине октября. Что будет потом - неизвестно.

    "Кнопки" есть, но в небольшом количестве и очень дорого

    В первом же центре нам сообщили, что "кнопок" в наличии в данный момент нет, однако ближайшая небольшая партия, заказанная еще летом, должна-таки прийти к середине октября. Что будет потом - неизвестно.

    "Ситуация с поставками остается непредсказуемой", - признаются в сервисном центре. Стоимость самого модуля немаленькая - 45 000 рублей. Еще 32 000 рублей в центре попросили за получение Свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и 5000 рублей за оформление электронного ПТС. Итого 82 000 рублей.

    Еще в двух выбранных центрах УВЭОС оказались в наличии, но в небольшом количестве.

    "Заказываем с разных каналов, что-то доезжает", - рассказывают продавцы.

    Цены за модули в наличии выставили еще больше. Сам SOS-блок оценили аж в 60 000 рублей, а за комплект необходимых документов (СБКТС+ЭПТС) попросили еще 45 000 рублей. Итого "под ключ" - 105 000 рублей.

    Установку тревожной кнопки никто не проверяет

    Больше всего удивил ответ на вопрос, входит ли в указанные цены установка УВЭОС?

    "А зачем это вам?", - неожиданно прозвучал встречный вопрос сотрудника установочного центра.

    "Если вы оплачиваете услугу "под ключ", то устанавливать кнопку не обязательно - никто никогда ничего не проверял. Для оформления всем нужны только документы и сам факт наличия купленного устройства с его серийным номером", - отметил он.

    Удивительно, но неожиданные слова нам подтвердили и в двух других центрах продаж УВЭОС.

    "У нас и специалистов-то по установке никогда не было. Это надо попасть на очень принципиальных сотрудников таможни или ГИБДД, которые будут специально проверять подключение и работоспособность SOS-модуля", - рассказали нам.

    В общем, ситуация с установкой SOS-модуля оказалась очень схожа с прохождением обязательного техосмотра, который давно стал фикцией - многие СТО после оплаты услуги просто фотографируют машину на стенде для отчета, ничего в ней не проверяя. Главное - оплатить!

    Устанавливать, видимо, все равно придется, но нескоро

    Мы все же решили довести дело до конца и выяснили, что реальная установка системы УВЭОС "ЭРА-ГЛОНАСС" на подержанный автомобиль обойдется в дополнительные 5-10 тысяч рублей к вышеуказанным суммам.

    Что же касается ситуации с самими модулями и возможным продлением моратория на их установку после февраля 2023 года (для юридических, повторимся, он истек 1 октября 2022 года), то пока никто точно сказать ничего не может. Опрошенные нами центры никаких гарантий дальнейших стабильных поставок не дают, а это значит, что цены на системы УВЭОС, видимо, пока будут сохраняться.

    Учитывая, что допандемийная стоимость SOS-блоков составляла до 10 000 рублей, а те же самые фирмы за работу "под ключ" с оформлением всех необходимых документов просили 30-40 тысяч рублей (о чем говорят сохранившиеся на сайтах компаний-посредников прайс-листы), нынешний дефицит и троекратное поднятие цен и стало основным поводом для отмены постановления об обязательной установке "ЭРА-ГЛОНАСС".

    Правда, есть одно маленькое "но", которое пока касается только новых автомобилей. В законе, разрешающем временно не устанавливать УВЭОС, четко прописано, что все новые автомобили, попавшие под действие моратория и выпущенные на территории России и стран ЕАЭС, должны будут в дальнейшем дооснащены системой "ЭРА-ГЛОНАСС" в ходе отзывных и сервисных кампаний.

    Кроме того, профильными ведомствами рассматривается вопрос о применении УВЭОС "ЭРА-ГЛОНАСС" как устройства автоматической самофиксации нарушений ПДД, в частности, превышения автомобилем скорости, для чего установка таких модулей может стать обязательной вообще на все транспортные средства, передвигающиеся по дорогам России.

    На текущий момент число машин, оснащенных системой "ЭРА-ГЛОНАСС", составляет около 18% от всего автопарка страны (а это примерно 8 920 000 автомобилей).

    Комментарий от АО "ГЛОНАСС"

    По данным российских производителей СВЭС дефицита нет, они полностью готовы покрыть потребности по оснащению ввозимых в Россию транспортных средств.

    Поделиться: