Напомним, 1 октября закончился мораторий на банкротство, введенный в свое время правительством страны. "В рамках моратория, распространявшегося на все компании и всех ИП, за исключением застройщиков, объекты которых были внесены в реестр проблемных, уведомления кредиторов о намерении инициировать банкротство не публиковались", - поясняет член АЮР Мария Спиридонова. Иными словами, компании-должники были защищены от настойчивых требований кредиторов. Не навсегда, конечно, но на определенное время, за которое можно попытаться наладить бизнес.
По мнению юриста, эксперта по банкротному праву Анастасии Пылаевой, моратории - а это был уже второй - сыграли положительную роль. "Трудно сказать, ожидает ли сейчас нас очередная волна банкротств - после окончания первого моратория в период распространения новой короновирусной инфекции резкого роста числа банкротных процедур не последовало, многих мораторий все-таки убедил сесть за стол переговоров", говорит она.
Однако, по словам юриста, сейчас ситуация поменялась. "Не исключено, что многие бизнесмены использовали период моратория для осуществления предбанкротной подготовки и введения в настоящий момент подконтрольной процедуры с дружественными кредиторами, - говорит Анастасия Пылаева. - В таком случае мы всегда советуем независимым кредиторам тщательно анализировать состав лиц, участвующих в деле о банкротстве на предмет возможной фактической аффилированность, а также проводить собственный анализ финансового состояния должника, состава и рыночной стоимости его активов, а также проводить анализ сделок, совершенных должником в предбанкротный период. Такие меры в комплексе могут позволить повысить шансы на реальный возврат долга в процедуре".
В любом случае, на ее взгляд, данная "пауза" на банкротство была жизненно необходима в условиях принятия санкций против РФ, в связи с чем данная антикризисная мера имеет право на жизнь и в будущем. "В настоящий момент по инициативе бизнеса, а также Банка России, ФНС, Минстроя, Минпромторга и иных ведомств рассматривается возможность продления данной реабилитационной процедуры для отдельных категорий лиц, чья финансовая деятельность в основном была связана с экспортом и работой с иностранными контрагентами", - сообщила Анастасия Пылаева.