Минтранс предложил повысить цены за проезд по платным дорогам. Какими будут тарифы
Среди причин, вынуждающих поднять максимальные цены, называют рост фактической стоимости дорог. С начала 2021 года цена этих объектов в среднем выросла на 12% без учета инфляции. Подорожал их ремонт, выросла стоимость долгового финансирования.
В минтрансе считают, что рост цен поспособствует опережающему привлечению внебюджетного финансирования (облигационных займов и средств инвесторов) и ускорению строительства, ремонта дорог. А это поможет повысить мобильность населения.
Новые максимальные значения будут распространяться на все платные участки федеральных дорог, находящиеся в доверительном управлении госкомпании "Автодор" (М-1 "Беларусь", М-3 "Украина", М-4 "Дон" и т.д.), кроме автодорог, построенных по концессионным соглашениям, рассказали "РГ" в госкомпании. Концессионеры сами собирают доход, плату поднять не получится.
Участники отрасли предложение минтранса оценивают негативно. Не нравились им и предыдущие попытки поднять цены на проезд по платным трассам. Собеседники "РГ" в бизнес-организациях напоминают, что любое повышение расходов ведет к росту цен конечного продукта для потребителя или к снижению прибыли самого предприятия.
"Индексация возможна, но плановая и не более 10%. Подобные инициативы должны выноситься на обсуждение, обоснований такого кратного роста нет", - пишет в своем телеграм-канале член Общественной палаты РФ Илья Зотов.
Однако некоторые эксперты подчеркивают, что инфляционные поправки в тарифах - нормальная практика. Тарификация платных автодорог - один из инструментов регулирования трафика, говорит преподаватель РЭУ им. Плеханова Дмитрий Завьялов.
Увеличение тарифов вряд ли приведет к сокращению количества автомобилей, проезжающих по данным трассам, - водители к ним привыкли, оценили их удобство и комфорт поездки. Возможно, в первое время после повышения тарифов количество проезжающих может сократиться, но затем оно снова вырастет, считает ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. В минтрансе тоже говорят, что плановое повышение тарифов не приводит к оттоку автомобилистов на бесплатные трассы. Спрос на платные дороги увеличивается ежегодно, отмечают в министерстве.