И вот недавний студент думает о собственном деле. Но как начать? Как зарегистрироваться, платить налоги, продвигать свои услуги, найти клиентов, получить первые заказы? А что делать, если вы оказались в трудной жизненной ситуации? Рано стали многодетными родителями, пришлось бросить учебу? Или вернулись из армии или мест лишения свободы?
Есть ли тогда шанс у молодого человека на успешное трудоустройство и финансовая перспектива? Что предлагает государство? Об этом и многом другом рассказала в беседе с "РГ" директор департамента профессионального развития молодежи Агентства развития навыков и профессий Евгения Нероди-Гречка.
Евгения Игоревна, недавно в нацпроект "Демография" внесли новые проекты содействия занятости молодежи. Чем вызвано их появление? И что они собой представляют?
Евгения Нероди-Гречка: Тут все просто. Если посмотрите статистику, то увидите: занятость молодежи сегодня составляет чуть более 50 процентов.
И не случайно год назад на Экономическом форуме в Санкт-Петербурге на это обратил внимание президент страны. Дал поручение разработать комплекс мер для решения проблемы. И в Долгосрочной программе содействия занятости молодежи до 2030 года появились два новых проекта.
Первый - "Страна мастеров". Он направлен на развитие предпринимательских навыков для тех ребят, которые хотят сами себя реализовать. И как итог - старт своей занятости в качестве самозанятого гражданина. Второй - комплексный подход по карьерному сопровождению. Его цель - трудоустройство определенных категорий молодежи, которые являются уязвимыми. Это те, кто испытывает конкретные сложности при получении образования, те, кто не смог трудоустроиться в течение шести месяцев после окончания учебного заведения, уволенные с военной службы, молодые многодетные родители и многие другие.
Вот проект "Страна мастеров". Честно, не понимаю, зачем опекать молодого человека, уже имеющего профессию?
Евгения Нероди-Гречка: Это поддержка молодежи, которая уже имеет хороший профессиональный навык, но опасается начинать свое дело. Проект призван с помощью тьютора войти в самостоятельную экономическую деятельность.
Тьютор, как я понимаю, это наставник, только слово заморское . Или у него какие-то новые задачи?
Евгения Нероди-Гречка: В чем-то эти понятия, конечно, схожи. Но и различие существенное. Речь здесь не идет о пестовании молодого человека.
Тьютор-наставник помогает ребятам разобраться с нормативными вопросами режима налога на профессиональный доход, выстроить свою стратегию работы в рамках профессионального направления, выйти на платформы-агрегаторы, наиболее востребованные по этому направлению.
А потом сопровождает его до первого заказа, помогая с рекламой, продвижением, формированием цены на услуги, общением с клиентами. И в целом складывать некое конкурентоспособное предложение. Тьютора, кстати, отбирает комиссия.
То есть?
Евгения Нероди-Гречка: Тьюторов выбирают из тех специалистов, которые имеют опыт самостоятельной экономической деятельности или наставничества.
Или успешно реализовали мероприятия по формированию предпринимательских навыков у молодежи. Отбор идет и среди специалистов, подтвердивших квалификацию в нашем агентстве.
И как это происходит на практике?
Евгения Нероди-Гречка: Кандидат подает заявку федеральному оператору. В каждом федеральном округе есть ответственная за проект организация. Их список - на сайте Агентства развития навыков и профессий.
Комиссия раз в две недели рассматривает документы. При этом особое внимание уделяется профессионализму, образованию, опыту в наставничестве.
Чем отличается "Страна мастеров" от "Карьерного сопровождения молодежи?
Евгения Нероди-Гречка: Второй находится на стыке систем соцзащиты и занятости населения, включает все необходимое, чтобы молодежь включились в экономическую деятельность.
С какими группами молодежи тут работают?
Евгения Нероди-Гречка: Мы ориентируем этот проект в основном на так называемую NEET-молодежь - без образования или опыта работы. Также в этом проекте могут принять участие граждане, ищущие работу до 35 лет, уволенные с военной службы или отслужившие по призыву, попавшие в трудную жизненную ситуацию.
Мы даем такой молодежи возможность, во-первых, приобрести новый профессиональный навык. Во-вторых, открыть какие-то новые профессиональные направления, о которых они не думали. И, в-третьих, получить доступ к работодателю либо выполнению самостоятельной экономической деятельности в качестве самозанятых или предпринимателей.
Кураторов на всех хватит?
Евгения Нероди-Гречка: На сегодня к проекту присоединились около 300 кураторов. В регионах определили свыше 480 центров реализации проекта. Налажена работа с региональными работодателями. И, замечу, прошедших через проект молодых специалистов уже готовы трудоустроить более 300 компаний.
Насколько известно, Евгения Игоревна, в России каждый восьмой молодой человек в возрасте от 15 до 24 лет не учится и не работает. Как, интересно, вы собираетесь их вовлечь в свой проект?
Евгения Нероди-Гречка: Мы обращаемся в профильные органы, которые занимаются этими ребятами. В центры поддержки молодежи, молодых семей, в центры психологической поддержки молодежи, в специальные паблики, которые для них созданы. То есть работаем адресно.
И, конечно, проводим широкомасштабную разъяснительную кампанию. Кстати, наши партнеры, такие компании и платформы, как "Нетология", "Сбер", "Ярмарка мастеров", "Наймикс", "Профессионалы 4.0", "ВКонтакте" и другие, проведут для участников проектов тематические вебинары. Например, "Чек-лист успешного магазина", "SEO карточки товара на маркетплейсе: как подбирать ключевые слова", "Как превратить творческое хобби в бизнес: юнит-экономика, делегирование, команда", "Особенности старта самозанятых граждан" и другие.
Каковы предполагаемые результаты вашей работы по обеспечению занятости молодых людей?
Евгения Нероди-Гречка: В текущем году мы надеемся на участие в проекте "Страна мастеров" не менее 30 тысяч человек. Сказать, что все 100 процентов из них станут самозанятыми, трудно. Мы же работаем с людьми, и нельзя не учитывать человеческий фактор.
Но мы планируем, что ими станут не менее 75 процентов участников. И мы будем стараться стремиться к максимальному показателю. А в проекте по карьерному сопровождению у нас примут участие 6,5 тысячи человек. Здесь мы рассчитываем выйти минимум на 75-процентный показатель занятости. Но нужно отметить, что одновременно мы проводим исследовательскую работу и проверяем, как работают подобные методы с молодежью из группы риска.
В свое время, помнится, вы занимались реализацией проекта "Билет в будущее". Скажите, эффективно ли, на ваш взгляд заниматься профориентацией в школе?
Евгения Нероди-Гречка: Проект "Билет в будущее" вообще изначально создавался как практико-ориентированная система профессионального самоопределения подростков. При этом для нас было важно не просто провести профориентационные мероприятия, но и сам факт пробы ребенком профессии, чтобы он точно понял, действительно ли это то, что ему интересно, или все-таки ему не сюда. Школьник должен был самостоятельно это понять.
Сначала мы реализовывали проект через школы, и у ребят он ассоциировался с чем-то, за что "сейчас опять поругают". В итоге получали одинаковые ответы. Когда же стали делать это через родителей, то нам действительно удалось создать систему свободного доступа, вовлечь детей и родителей и попробовать разные форматы мероприятий. И то количество ребят, которые потом несколько лет участвовали в проекте и меняли уровень своей профессиональной осознанности, подтвердили результативность подхода.