Степан, расскажите, как родился фильм "Ыт"?
Степан Бурнашев: Это было в 2020 году. В Якутске объявили локдаун, я поехал с семьей в родное село Амгу писать сценарий. Рассчитывал на две недели, а получилось на два месяца. Пообщался с коллегой Дмитрием Давыдовым (он живет в этом же улусе), так и родился проект. У меня был один готовый сценарий, каждый из нас быстро написал еще по три. Договорились с актерами, в большинстве своем местными жителями, имевшими опыт съемок, выбрали локации и за две недели все отсняли. Бюджет был мизерный, скинулись вдвоем - вышло 750 тысяч рублей. Нам показалось интересным то, что у нас получилось, и мы отправили заявки на разные фестивали.
На Варшавском кинофестивале фильм удостоен приза "За чистый кинематографический взгляд на простую повседневную жизнь". На Arctic Open в Архангельске - приза за лучший сценарий с формулировкой: "Рассказ о современной жизни в лучших традициях великой литературы, передающий особенности жизни северного народа". Меня, честно говоря, удивила формулировка. Так ли картину понимают иностранцы, как дома, например?
Степан Бурнашев: Маленький сын берет без спроса ружье своего отца и одалживает другу. Глава молодой семьи продает дом родственницы и случайно теряет деньги, из-за чего у него портятся отношения с женой. Парень привозит невесту в дом, но знакомство с родственниками оборачивается опасным конфликтом, и главе села приходится ехать успокаивать человека с ружьем. Случай реальный, мой отец про него мне рассказал. Именно он был тем главой села и рисковал жизнью! Все это в первую очередь истории о простых людях, а не о якутах. Истории очень понятные, жизненные.
Кстати, на фестивале в Варшаве многие говорили, что увидели своих соседей в этих сюжетах, несмотря на другой язык, других людей и место действия. Неужели кто-то думает, посмотрев "Землю кочевников" (получил "Оскара"), что все американцы живут, как герои фильма? Это всего лишь один из фрагментов мозаики жизни.
Что означает "Ыт" в названии фильма?
Степан Бурнашев: С якутского "Ыт" переводится как "стрелять" и "собака". А кто-то увидел в этом названии перевернутое слово "ты". Каждый найдет свой смысл.
Во Владивостоке вы представляли этот фильм зрителям. Что они спрашивали после показа?
Степан Бурнашев: Кто-то благодарил. Одна женщина ругалась, но не сильно. Кого-то интересовало, разобьются ли герои одной из новелл на машине. Я считаю, все зависит от истории: где-то нужна точка, и я ее ставлю, а где-то мне хочется, чтобы зритель сам выбрал финал. Взгляд у каждого должен быть свой. Всегда интересно, когда есть мнения "за" и "против".
Выбирая тему, я ищу то, что мне любопытно, что меня трогает и вдохновляет. Выстраиваю историю как режиссер, разрабатываю ее как сценарист и как зритель вижу уже готовый фильм. Всегда только с любовью к зрителям! Не снимал и не снимаю кино лишь ради того, чтобы шокировать публику или попасть в контекст конкретного фестиваля.
А каким был ваш первый опыт в кино?
Степан Бурнашев: Это было в 2009-2010 годах. Тогда многие в Якутии пытались снимать, и мы с братом придумали молодежную комедию "Мечтать не вредно". Бюджет был смешной - около 70 тысяч рублей, фильм даже показали в одном кинотеатре. Посмотрел его уже как зритель, и мне так не понравился результат, что... я дал зарок этим больше не заниматься. Только спустя два года возобновил работу: тайком от себя самого начал писать сценарий. С тех пор не могу остановиться. Идеи иногда варятся годами, а иногда просыпаюсь и перед глазами - готовое кино.
В вашем послужном списке значится, что вы и актер?
Степан Бурнашев: Было дело, но я не актер. Первый раз надо было в фильме "Чувак" (я выступал в качестве исполнительного продюсера) исполнить роль охранника. Но я не люблю играть в собственных фильмах. Снялся в своей картине "Наша зима" и потом пожалел. Там сложная постановочная сцена. Когда ты - актер, игру не контролируешь. А я люблю смотреть, что происходит и потом анализировать. Из-за этого у меня бывает много дублей, особенно когда сам снимаюсь.
Как вы подбираете музыку к картинам?
Степан Бурнашев: По-разному, по большей части работаю с композиторами. С музыкой для фильма "Черный снег" интересно получилось. Мы долго общались с композитором, а он все не начинал работать. Спросил меня как-то: "Что ты хочешь сказать этим фильмом?" Я в ответ написал целое эссе, и в конце было предложение: "Так дальше не должно быть!". Он: "Дай мне подсказку". И мы с ним проговорили, какая эмоция должна быть в тех или иных сценах. Было интересно! А с другим композитором нужно было сидеть рядом, чтобы он творил.
В картине "Наша зима" я попросил сделать гитарные минорные проигрыши, сознательно отказавшись от полноценной музыки, потому что история такая, не нужно было отвлекаться.
Как изменился ваш зритель? И как обстоят дела с прокатом якутского кино?
Степан Бурнашев: Зритель растет, и ты растешь вместе с ним. Якутяне - самые строгие критики, их невозможно обмануть: обязательно увидят и напишут, что не так с их точки зрения. Но иногда бывает, мнения делятся примерно пополам. Мы благодарны нашим людям, ведь они пошли в кинотеатры, чтобы увидеть своих соседей, улицы, природу, услышать родной язык… Уже потом якутское кино начали смотреть в других регионах и странах, на фестивалях. Думаю, если ты рассказываешь человеческие истории, они становятся понятны во всем мире.
Мы ищем разные формы продвижения, проводим фестивали, делаем точечные показы, предлагаем фильмы онлайн-платформам. Представляли наши картины, в том числе "Ыт", в Сыктывкаре, Петербурге, Перми, Москве, у вас во Владивостоке. Региональное кино нужно показывать, чтобы появился интерес к нему. Даже в России не все знают, где находится Республика Саха.
Конечно, при скромном бюджете сложно снять эпос, историческое кино или масштабный боевик, поэтому мы и выбираем камерные истории. С другой стороны, малый бюджет заставляет искать нестандартные подходы и решения. Если бы я ждал больших денег, до сих пор не снял бы ничего, а у меня уже 13 картин.
Что в планах? Готов сценарий черной комедии, были европейские сопродюссеры, но увы… Сейчас ищу новых.
И в других регионах снимают кино. Почему все-таки Якутии удалось так "выстрелить"?
Степан Бурнашев: Много факторов сработало. С приходом цифровых технологий процесс съемок стал доступнее, помогло решение кинотеатров брать в прокат местные фильмы и желание публики их смотреть. Со временем появились новые авторы, энтузиасты, которые, как и я, не имея специального образования, начали снимать.
Может быть, причина в нашем эпосе Олонхо, который когда-то сказители долгими зимними вечерами рассказывали в якутских семьях. Других развлечений в те давние времена не было. Представляете, люди слушали, их фантазия включалась, образы разные в голове возникали. Между прочим, у многих наших киношников, и у меня тоже в предках были такие сказители. Может, в этом причина?