06.10.2022 08:21
    Поделиться

    В регионах ДФО стал модным креативный сектор

    В России доля креативных индустрий в ВВП страны составляет не более 3-5 процентов. В экономике ДФО - около двух. Таковы данные Агентства стратегических инициатив, где уверены - у креативной экономики большой потенциал.
    "Киберателье" может сделать Владивосток дальневосточной столицей моды
    "Киберателье" может сделать Владивосток дальневосточной столицей моды / Татьяна Кравченко

    Сначала договоримся о термине. Четкого его определения нет. Мне близко принятое в Великобритании понимание креативной экономики - "деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которая может создавать добавленную стоимость и рабочие места посредством производства и эксплуатации интеллектуальной собственности". Чтобы было еще понятней, можно принять формулу англичанина Ричарда Флорида: "Рабочему и обслуживающему классу платят за предоставление услуг и выполнение работ, а креативный класс зарабатывает, создавая новое".

    В ходе недавнего ВЭФ на секции "Креативный Дальний Восток: стратегия для творческого многообразия территории" говорилось о том, что добрая доля занятых в креативной экономике даже не знает, что в ней работает. К креативным индустриям в России относят до 35 направлений деятельности, в том числе it-технологии, архитектуру, декоративное искусство и ремесла, моду, производство кино и видео, музыку, ТВ, радио, изобразительное искусство, литературу, издательское дело.

    - Дальний Восток в части развития креативных идей находится в конкурентной среде. 54 процента экспорта креативных услуг приходится на КНР. Исследования показывают, что креативный сектор растет во всех регионах ДФО. Вместе с тем они развиваются крайне неравномерно: есть города-лидеры и проекты-лидеры, а есть территории, которые пока не втянуты в креативную экономику и не поддерживают ее развития, - рассказала профессор, кандидат экономических наук, директор Центра креативной экономики ВШЭ Татьяна Абанкина.

    В числе дальневосточных лидеров - Хабаровский край, решивший стать анимационной столицей Дальнего Востока. Там появился детский анимационный кластер, только что прошел международный фестиваль "Анимур". Приморье тоже активно развивает разные направления креативной индустрии, в том числе моду, гастрономию, туризм, в крае возьмутся и за IT.

    - Вскоре на Русском острове заработают большой инженерно-технический кластер и школа программирования. Но мы не собираемся останавливаться только на еде и технологиях. Два года назад запустили проект поддержки стартапов и поняли, что есть еще медицина, образование и отдельный блок для Владивостока - урбанистика. Например, в городе появился Нагорный парк, который создан без бюджетных денег всего за 150 миллионов рублей, - говорит первый вице-мэр Сергей Дмитриенко.

    К слову, Приморье на ВЭФ продемонстрировало одно из самых известных направлений креативной индустрии региона - "Киберателье". Оно оказывает услуги по производству или пошиву одежды через интернет.

    Камчатка проводит зимний фестиваль "Берингия", который включает спортивные соревнования, деловые встречи и просветительские миссии, и это тоже относится к креативной экономике. Якутия давно заняла достойное место в киноиндустрии страны. Кстати, почему "выстрелило" якутское кино?

    - Потому что мы заговорили о смыслах. Потому что в свое время при организации Корпорации развития Республики Якутия президент Айсен Николаев буквально запретил искать ресурсы в экономике. Кроме экономических составляющих, культурное наследие ДФО - основа для создания развивающейся стимулирующей среды, - уверен директор Корпорации Афанасий Савин.

    А вот главе АНО "Центр развития территорий Амурской области" Петру Стрельцу пришлось признаться, что внимание к креативной индустрии в области только начинает проявляться.

    - В Приамурье пока что слабо развита работа с креативной экономикой, однако активно предпринимаются шаги в этом направлении. Так уже получила поддержку идея креативного арт-кластера "Казармы", предусматривающая ревитализацию военного городка 4-го Восточно-Сибирского линейного батальона. Получится большой центр промышленного дизайна, который планируется создать в 2023-м, а на самоокупаемость он должен выйти уже спустя шесть месяцев. Одновременно это будет вторая жизнь для бывших казарм, - говорит Петр Стрелец.

    Креативная экономика в разных регионах России развивается так быстро, что за ней не поспевают правительственные решения, признался генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь Намаконов.

    - Если смотреть на Россию с точки зрения креативной экономики, то это лоскутное одеяло, потому что все основные инициативы шли снизу, опережая государственное регулирование. В результате то, что прижилось в регионах, превратилось в различные действующие методики и программы. Накопленным опытом теперь субъекты могут делиться между собой, - говорит глава профильной федерации.

    И все же некий единый центр не управления, а взаимодействия, нужен. Ведь целая же пропасть, например, между IT и гастрономией. Кто объединит их и уберет разрыв между сообществами? Предпринимателям в регионах нужно на кого-то опереться при развитии креативной экономики.

    Сейчас в ДФО при помощи Президентского фонда культурных инициатив реализуется 192 проекта на сумму поддержки свыше 333 миллионов рублей. По количеству поддержанных проектов лидирует Якутия - 62 на 62 миллиона. С 2021 по 2024 годы вложение фонда в развитие креативной экономики должно составить 32,5 миллиарда рублей.

    Между тем

    Согласно прогнозу Центра стратегических разработок, к 2024 году процент креативных индустрий в ВВП РФ вырастет до 8,5 процента. Для сравнения: в современной Германии эта доля уже сейчас составляет 8 процентов.

    Дословно

    Андрей Кричевский, председатель комитета Российского союза промышленников и предпринимателей:

    - Бизнес нуждается в законе о креативных индустриях. Это огромная творческая сила, которая в развитых странах считается фундаментом и драйвером экономики. Сила, обеспечивающая производство идей, смыслов, образов и образцов для подражания - самого востребованного продукта информационного общества.

    Поделиться