Юристы уверены, что электросамокатчики будут освобождены от ответственности после внесения поправок в ПДД

Новый термин в Правилах дорожного движения - "Средства индивидуальной мобильности" - выводит тех, кто на них катается, из-под действия суровых статей Кодекса об административных правонарушениях, считают некоторые юристы.
Сергей Михеев/РГ

До сих пор судебная практика шла следующим путем. Если устанавливалась мощность того или иного двигателя на том или ином электросамокате более 250 Вт, то он признавался мопедом. Соответственно, для управления им требовались права. Если у того, кто управлял этим транспортным средством, прав не было, его привлекали за это нарушение. Если у него были права, но он управлял в нетрезвом виде - то прав этих он лишался.

После того, как поправки в Правила вступят в силу, как считает юрист Лев Воропаев, эта практика изменится. Дело в том, что в Кодексе об административных правонарушениях четко прописано, в отношении кого применяются статьи двенадцатой "водительской" главы. В главе 12.1 под транспортным средством понимается автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час. Таким образом, новый термин выводит СИМ из под этого определения. То есть, отвечать те, кто им управляет, будут по статье 12.29 - нарушение правил пешеходом или иным лицом. Штраф 800 рублей. В случае управления в нетрезвом виде - от 1000 до 1500 рублей.

С ним соглашается юрист Сергей Смирнов, по его мнению, новая формулировка вообще ничего не меняет. И ответственности, установленной законом, у водителей этих транспортных средств - не прибавляется.

Однако с этим не согласен адвокат Сергей Радько. По его мнению, для СИМ не установлено ограничений по мощности двигателя, а также по скорости. Зато есть четкое определение мопеда, а также мотоцикла. И если при наличии двух колес транспортное средство имеет двигатель более 250 Вт, то это будет считаться уже мопедом. А если более 4 кВт - мотоциклом. Но, конечно, все это очень спорно, и надо будет смотреть, каким путем пойдет судебная практика.

Напомним, в соответствии с новой редакцией правил, которая вступит в силу с 1 марта следующего года, никаких ограничений для СИМ нет. Им просто запрещается ездить со скоростью более 25 км/ч. А тем СИМ, которые весят более 35 кг, запрещается ездить по велодорожкам и тротуарам.

Отсюда возникает вопрос, как это все будет контролироваться, ведь регистрационных знаков эти устройства не имеют.