Почти 16 миллионов посетителей - онлайн и очно - собрал на своих площадках этот, один из крупнейших в мире, просветительских проектов в области популяризации науки. Фестиваль - еще и в числе ключевых событий объявленного Десятилетия науки и технологий в России. А для посетителей - просто настоящий научный праздник.
Наука в прямом эфире
Форум проводится в семнадцатый раз, и за все время его существования в просветительских проектах приняли участие десятки миллионов человек.
- Мы заинтересованы, чтобы вся страна "болела" наукой. Другого такого праздника науки я не знаю. И главное, что это все по-настоящему. Роботы бегают: ко мне подошел котик, погладил его - он отвечает, - поделился эмоциями идейный вдохновитель фестиваля, ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий.
Робот-кот - один из сотен представленных на фестивале научных проектов - работает на основе нейросети: распознает разные жесты и выполняет команды. В будущем такой кот сможет работать, например, курьером или выполнять более важную миссию - мониторинг опасных мест, где человеку запрещено находиться.
А вот еще один проект. Студент факультета наук о материалах МГУ Иван Калинин пытается решить проблему безопасности на атомных электростанциях. Чтобы избежать аварий, подобных той, что случилась в 2011 году на АЭС "Фукусима-1", он собрал восприимчивый к водороду датчик, помогающий узнавать о наличии водорода в атмосфере. Так можно избежать различных взрывов и катастроф.
Вообще, в дни фестиваля "погрузиться" в науку было легче легкого. Например, рядом с Фундаментальной библиотекой МГУ им. Ломоносова на двух больших экранах прямо на улице транслировались выступления ведущих ученых в рамках "Золотого лектория". Лауреат Нобелевской премии мира Рае Квон Чунг рассказывал о том, как современная экономика усугубляет экологический кризис и что нужно сделать для устойчивого развития Земли. Профессор Сколтеха Артем Оганов демонстрировал, как кристаллография - "наука о неживом" - помогает раскрывать секреты живых систем. Академик РАН Армаис Камалов рассказал, почему в одних странах женщины живут примерно на 10 лет дольше мужчин, а в других - наоборот, и как пандемия COVID-19 повлияла на разные группы населения.
О том, что ждет человека в дальнем космосе, об уникальных космических и наземных экспериментах, проводимых учеными, слушатели узнали от академика РАН Олега Орлова, а о том, как химия помогает создавать будущее, разрабатывая новые умные материалы, медицинские препараты, новые виды энергии - от академика РАН Юлии Горбуновой. ..
Студенты, мамы с колясками, бабушки с внуками стояли перед входом в библиотеку, прислушиваясь и присматриваясь. Правда, внуки, пользуясь случаем, чаще убегали в павильон-сферу поблизости. Еще бы - ведь там на всеобщее обозрение был выставлен огромный - 5 метров в длину и более тонны весом! - череп кашалота. Тот самый, который нашли три года назад на одном из островов Курильской гряды. Сейчас артефакт - экспонат Зоологического музея МГУ: подобных ему нет ни в одном музее Москвы.
"Я ученый, вот визитка"
Тема нынешнего фестиваля науки - "Создавая будущее". А кто его создает сегодня?
По соседству с Фундаментальной библиотекой МГУ, в Шуваловском корпусе Московского университета, научное жюри оценивает работы старшеклассников - участников конкурса "Ученые будущего".
Около 400 проектов со всей России - дети, как настоящие исследователи, эмоционально, с азартом защищают свои работы.
- Здравствуйте, я Георгий, ученый, вот моя визитка, - представляется парень, перед которым стоит похожий на мини-трактор автомобиль. Георгий Герасименко - из Омска. Ему всего 12 лет, но по особому разрешению организаторов ребятам этого возраста тоже можно принимать участие в конкурсе. Был бы проект стоящий и искра в глазах. У Гоши все в наличии.
- Представляю робота для уборки городских улиц. Работает зимой и летом 24 часа в сутки. На него можно установить разное быстросменное оборудование, - знакомит юный ученый со своим проектом. - Робот едет плавно, очень маневренный и управляется удаленно. Может убирать снег - есть специальная лопасть. Может сдувать листья - надо просто установить пылесос с реверсивным потоком воздуха. Может передавать изображение с помощью микрокамеры. В будущем у него будет голосовое управление.
Так что не исключено, скоро по улицам городов будут ездить не только роботы-доставщики товаров, но и роботы-уборщики.
Спрашиваю Гошу, определился ли с будущей профессией.
- Конечно! Я же инженер, - чуть с обидой - мол, неужели и так непонятно? - отвечает Георгий. - Я - мейкер. Тот, кто делает.
По сути, на конкурсе все - мейкеры. Почти на каждом стенде - изобретение, прототип. У одиннадцатиклассников Тимура и Арсения из Костромы - интерактивный гитарный гриф. Разработка для легкого обучения игре на гитаре. В приложение загружаются аккорды, на грифе загораются лампочки, на которые нужно ставить пальцы.
Илья Розанов из подмосковного Реутова показал интерактивную перчатку для реабилитации кистей рук после инсульта - на основе компьютерного зрения. Аня Скогарева - ученица 11 класса школы "Летово" - представила роботизированную руку, которой удаленно - через специальную перчатку управляет человек.
- Это мотивированные дети, которые хотят созидать, - рассказал "РГ" председатель жюри в секции "Физика", доцент физфака МГУ Константин Парфёнов. - Их нужно собирать, ободрять, привлекать и потом курировать, направлять в нужную сторону. Иначе потеряем эти живые умы, так необходимые для науки. Во всех проектах самым главным результатом является не выполненная работа, не сделанное устройство, хотя это тоже, важно. Главный результат любой научной работы - ребенок, который развился, получил новые навыки, стал более мотивированным, умным.
Кстати, инженер-мейкер Георгий стал одним из финалистов конкурса "Ученые будущего" и в декабре представит на суд жюри уже доработанного робота.
Опыты на пальцах
По словам ректора Московского государственного университета академика Виктора Садовничего, важная часть фестиваля - популяризация науки. Который год самой масштабной научно-популярной площадкой фестиваля остается экспозиция в "Экспоцентре" на Красной Пресне. Шесть тысяч квадратных метров науки, которую можно и нужно трогать.
Причем маркировка "0+" - не пустой звук. Детей всех возрастов тут больше, чем на любой детской площадке. Справа - опыты с сухим льдом, слева - опыты (безопасные!) с электричеством, в темном павильоне - оптические опыты со светом, кто-то ходит по лампочкам (почему они не рассыпаются в пыль?), кто-то смешивает жидкости или запускает роботов...
- По данным исследований, самый "любопытный" возраст у детей - до 10 лет. Потом интерес к познанию нового несколько снижается, увлекать их чем-то новым становится сложнее, - говорит проректор МГУ им. Ломоносова, руководитель дирекции фестиваля Леонид Гусев. - Наша задача минимум - постараться вернуть этот интерес. Задача максимум - увлечь научными задачками, да так, чтобы глаза зажигались не только у детей, но и у родителей, чтобы они погружались в науку вместе. Все научные институты, вузы, которые у нас участвуют в фестивале, показывают именно то, чем здесь и сейчас занимаются ученые в лабораториях. Это наука на кончиках пальцев, "живая" и актуальная, из первых рук.
Один из организаторов, наряду с минобрнауки и МГУ им. Ломоносова - Российская академия наук. Зачем это серьезным ученым?
- Популяризация научных знаний - это, прежде всего, попытка показать нашим маленьким согражданам, как на самом деле устроен мир: что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, - прокомментировал "РГ" вице-президент РАН Степан Калмыков. - Именно они уже совсем скоро придут нам на смену в научные институты. Это очень важная миссия и это то, что делает фестиваль науки не просто развлечением, но даже отчасти стратегическим мероприятием, привлекает серьезных ученых, способных на современном и доступном широкой аудитории языке объяснить достаточно сложные вещи.
Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ:
- Фестиваль проводится в семнадцатый раз, и за все время его существования в просветительских проектах приняли участие десятки миллионов человек.
В рамках Десятилетия науки и технологий фестивалю отведена важная роль в популяризации профессии ученого и развитии диалога между наукой и обществом. Главная идея нынешнего форума НАУКА 0+ - заинтересовать подрастающее поколение работой ученых, преподавателей, показать результаты исследовательской деятельности, привлечь в науку талантливую молодежь. От них зависит судьба нашей страны.
Отечественная наука богата традициями, известными именами ученых, профессионалами, преданными науке исследователями, которые внесли значимый вклад в укрепление государства. Нам есть кем и чем гордиться, о чем рассказать.