Курс на электрификацию авто в России стал неотвратимым
Хотя, с одной стороны, может быть, и не совсем логичным. С падением экспорта сырых углеводородов и вероятным запретом в недалеком будущем на продажу российских нефтепродуктов за рубежом как вариант надо бы увеличивать выпуск бюджетных автомобилей на ДВС (скажем, той же Niva Legend, прожорливость которой не подлежит сомнению), дабы поощрять внутренний спрос на бензин и солярку. Но логика, как известно, - не наш конек.
Но, с другой стороны, климатическую повестку никто не отменял, из Парижского соглашения нас не выгоняли, а значит, самим выходить из игры "в машинки" тоже не резон. Единственное - на мощный легальный приток зарубежных электрокаров рассчитывать нельзя, а параллельный импорт все же исчисляется штуками, в лучшем случае десятками. Вывод: осваивать массовый выпуск внутри страны.
"Текущие события не остановят развитие электротранспортной отрасли России, а зададут ей новый вектор, - считает основатель и совладелец холдинга электротранспортной инфраструктуры ZEVS Константин Клюка. - И это не только расширение сотрудничества с Китаем, но и разработка и производство отечественных электромобилей и зарядных станций. О планах по выпуску собственных электрокаров заявили сразу несколько автопредприятий, на которых раньше собирали иномарки. "Моторинвест" уже "поехал". Начало производства электрического "Москвича" до конца 2022 года возможно на бывшем заводе Renault. Калининградский "Автотор" совместно с дочерней компанией "Росатома" "Рэнера" выпустит пилотную партию электромобилей в 2023 году. А компания "Электромобили Мануфэкчуринг рус" уже продемонстрировала российский электрический грузовик EVM PRO на ПМЭФ. О планах по разработке собственного электрокара LADA объявил и глава АвтоВАЗа. А намерения правительства субсидировать производство и установку отечественных зарядных станций откроют пул возможностей как для действующих производителей, так и для появления новых компаний, которые смогут выйти на рынок с технологичными новинками. Так что, думаю, Россия, несмотря на внешние вызовы, будет придерживаться Концепции развития электротранспорта".
Растет спрос на электрокары и со стороны населения. По состоянию на 1 января, по данным "Автостат", в РФ зарегистрировано 16,5 тысячи EV. А за первую половину года россияне купили 1278 электромобилей, что на 53 процента больше, чем за тот же период прошлого 2021-го. Тем не менее, как подчеркнула "РГ" гендиректор компании "Газпромбанк Автолизинг" Лилия Маркова, российский рынок электротранспорта значительно отстает от мирового. И по данным минпромторга, доля EV в объеме продаж у нас составляет 1,1 процента. Для стимулирования развития этого сегмента приняты меры господдержки: в январе этого года электромобили были включены в программу льготного автокредитования и льготного лизинга в автопроме и стали доступны со скидкой до 35 процентов. Это позволит изначально более дорогим электрокарам сравняться по цене с машинами с традиционными двигателями.
После введения внешних ограничений в отношении России ставки на собственное производство и импортозамещение стали еще более высокими, добавила эксперт. В частности, в проекте стратегии развития автомобильной промышленности РФ до 2035 года, разработанном минпромторгом, зафиксированы планы по достижению значительных темпов роста продаж электромобилей (65-70 процентов в год) и созданию новых производств компонентов и материалов для электрического и гибридного транспорта с наращиваем их экспорта. Учитывая масштаб задачи и объем поддержки со стороны государства, у электротранспорта в России есть будущее. Планы поэтапно реализуются - в сентябре было запущено первое российское серийное производство электрокаров.
"В свою очередь, Газпромбанк Автолизинг как провайдер госпрограммы льготного лизинга Минпромторга России будет предоставлять скидки на все модели марки Evolute, произведенные "Моторинвестом" на липецком заводе, как и на все другие марки, которые впоследствии будут добавлены в список участников этой программы. По договорам лизинга транспортных средств на электротяге российского производства клиенты могут рассчитывать на скидку до 35 процентов от стоимости автомобиля, но не более 925 тысяч рублей. Кроме того, в нашей практике принято суммировать скидки, то есть кроме льготы от государства клиенты получат выгоду от лизинговой компании за платежную дисциплину и от поставщика (при ее наличии)", - сообщила Лилия Маркова.