Автомобили ГАЗель Next начали собирать на чеченском автозаводе
Напомним, завод "Чеченавто" был создан на базе предприятия "Пищемаш", открытого в 1962 году. Здесь производили различное оборудование для пищевой промышленности - транспортные линии для розлива напитков, резервуары и прочее. После распада Советского Союза завод остановился. В мае 2008 года его переименовали в "Чеченавто" и наладили выпуск автомобилей ВАЗ-21074.
После этого на предприятии собирали еще несколько моделей машин. В их числе малотоннажные грузовики "Ворд", что с чеченского переводится как "телега". В 2011 году в Аргуне наладили сборку крайне популярных на Северном Кавказе Lada Priora, а в 2017-м сконструировали две модели багги - "Чаборз М3" и "Чаборз М6", разработанные по заказу Российского университета спецназа компанией "Зенит-Дефенс".
- В октябре произошло значимое для нашего автопрома и промышленности в целом событие. Открытие новой линии позволит трудоустроить 100 человек, - отметил председатель правительства Чеченской Республики Муслим Хучиев.
В начале 2022 года группа компаний "ГАЗ" провела в Чечне большую выставку своей техники, после чего руководство республики заинтересовалось в сотрудничестве с ней. И уже спустя несколько месяцев - на Петербургском международном экономическом форуме - глава региона Рамзан Кадыров и управляющий директор автозавода "ГАЗ" Андрей Сафонов подписали соглашение об открытии сборочной линии.
- ГАЗ уже долгое время поставляет в Чеченскую Республику коммерческую технику и пассажирские автобусы. Мы подошли к этапу, когда количество машин в регионе и желание заказчиков обновить автомобильный парк создали предпосылки для открытия в ЧР локального производства. Линия, которую мы смонтировали, является универсальной. С ее помощью можно будет производить довольно много моделей автомобилей "Газель", которые способны работать на грузовых и пассажирских перевозках. Они также могут служить школьными автобусами и машинами "скорой помощи", обслуживать предприятия жилищно-коммунального хозяйства, - отметил Сафонов.
Об увеличении производства отечественного легкового коммерческого транспорта (LCV) заговорили в феврале нынешнего года, когда из-за санкций на рынке резко сократилось предложение импортных автомобилей этого класса. По данным экспертов "Авито Авто", к третьему кварталу 2022-го спрос на эти машины начал расти.
"В третьем квартале покупкой новых автомобилей LCV-класса на "Авито Авто" интересовались на 29,7 процента чаще, чем во втором квартале, а спрос на LCV с пробегом вырос на 4,7 процента", - рассказали корреспонденту "РГ" представители сервиса. При этом в сегменте LCV именно ГАЗель Next занимает первую строчку в рейтинге самых востребованных моделей. Отечественные автомобили этого класса вообще сейчас пользуются заметно более высоким спросом, чем импортные. В топ-10 самых востребованных моделей как на рынке новых LCV, так и на рынке LCV с пробегом преобладает продукция производителей РФ.
Высокая популярность отечественных моделей, по мнению экспертов "Авито Авто", объясняется не только более низкой ценой машин российского производства, но и удобством их обслуживания. На отечественные малотоннажные грузовики можно быстро найти запчасти практически в любом регионе страны. Поскольку такие транспортные средства чаще всего используют для коммерческих перевозок, долгий простой техники в случае ремонта приводит к дополнительным издержкам.
По словам Муслима Хучиева, в перспективе на базе завода "Чеченавто" планируется открыть автомобильный кластер, увеличить производство в несколько раз и расширить модельный ряд. Новые автомобили должны заменить устаревший парк машин в республике и соседних регионах. Кроме того, собранные ГАЗели Next, по словам министра промышленности и энергетики республики Адама Хакимова, будут отправлять в Донецкую и Луганскую народные республики, в Херсонскую и Запорожскую области. .
Алексей Тузов, независимый эксперт в транспортной отрасли:
- Введенные в отношении России санкции затронули не только рынок легковых автомобилей, но и сегмент коммерческого автотранспорта. В марте объем внутренних грузоперевозок вырос, а предложение от зарубежных производителей LCV сократилось. В связи с этим перевозчики РФ были вынуждены занять выжидательную позицию.
Сейчас из-за переориентации импорта и экспорта в сторону Востока спрос на грузоперевозки в этом направлении вырос примерно на 40 процентов и дефицит коммерческого транспорта из-за ухода ряда импортных поставщиков с рынка РФ уже ощущается. Продажи легковых коммерческих автомобилей в первом полугодии 2022-го сократились на 39,2 процента по сравнению с аналогичным периодом 2021-го.
В этих условиях отечественные производители коммерческого транспорта начинают реализовывать собственные программы поддержки бизнеса, а также наращивают выпуск. Например, ГАЗ предлагает скидки на свои модели, лизинг с отсрочкой ежемесячных выплат и дополнительный год гарантии в подарок при покупке двух и более машин. Также компания увеличила свои производственные мощности, открыв дополнительную линию для выпуска моделей Next. Скорее всего, цена нового малотоннажного грузового автомобиля в условиях повышенного спроса не будет радикально отличаться от стоимости существующих моделей (2,6 миллиона рублей).