Александр Евгеньевич, какие изменения последних лет в системе высшего образования вы бы отметили как наиболее важные, какое влияние они оказали на систему?
Александр Шашурин: Система образования тесно связана со всеми сферами и отраслями не только на национальном уровне, но и на глобальном, поэтому очень динамично реагирует на любые изменения. За последние пять лет вузы пережили смену двух поколений образовательных стандартов, внедрение новой концепции разработки и реализации образовательных программ, предполагающей тесную связь с запросами рынка труда и требованиями профессиональных стандартов, изменение контрольно-надзорной деятельности со стороны федеральных органов власти. Однако главным трендом является усиление значимости цифровых технологий, перевод многих процессов образовательной деятельности, частично или полностью, в цифровой формат, увеличение доли онлайн-курсов. И основной задачей для образовательных организаций в новых условиях является поиск методов функционирования, направленных на увеличение качества и подготовку специалистов, обладающих комплексными компетенциями. И решить их можно посредством создания цифрового университета.
Цифровизация образования - одна из главных задач современного мира. Как Военмех переходит на ступень цифровизации?
Александр Шашурин: Действительно, цифровая трансформация образовательных процессов является важным направлением работ в Военмехе. Созданы структурные подразделения, основной функцией которых является внедрение цифровой трансформации. Нельзя сказать, что мы не сталкиваемся с трудностями. Любые существенные изменения сопряжены с объективными барьерами. Но главное - все понимают значимость данной задачи для Военмеха и развития университетского образования в России.
В чем ключевое отличие онлайн-образования от традиционного?
Александр Шашурин: Главные положительные отличия - мобильность и доступность. Если в традиционном образовании необходимо установление довольно жестких рамок: время, место, формат занятий, то онлайн-программы можно осваивать в любом месте, в удобное время, выбирая наиболее удобную платформу.
Но при подготовке специалистов очень важным этапом является получение практического опыта. В определенных сферах профессиональной деятельности обеспечить это можно только в рамках традиционного обучения, особенно если речь идет об использовании специализированного лабораторного оборудования. В связи с этим полный переход к онлайн-обучению считаю маловероятным.
Какими компетенциями в рамках цифрового университета должны обладать преподаватели и студенты?
Александр Шашурин: Те компетенции, которые ценились и стремились приобретать ранее, никуда не уходят, их значимость не снижается. Университет не может достигать поставленных целей, не обладая кадровыми ресурсами с их профессиональными знаниями, опытом практической работы и личностными компетенциями. Для студентов приобретение профессиональных компетенций является целью обучения, но ее достижение невозможно без внутренней мотивации, заинтересованности и личностных навыков.
Внедрение цифровой трансформации в университете требует от преподавателей и студентов дополнительных цифровых компетенций, которые можно разделить на две группы: первая - компетенции в сфере IT-технологий, продуктов, методов, вторая - дополнительные личностные компетенции, позволяющие гибко воспринимать и внедрять изменения и обновления.