Но сначала пианист Денис Мацуев и виолончелист Борислав Струлев (оба - выпускники Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского) посетили филиал ЦМШ - Академии исполнительского искусства "Сибирский". Здесь бесплатно обучаются 64 воспитанника со всей Сибири и Республики Беларусь, еще 25 детей на подготовительном отделении. Осмотрев концертный, камерный и оркестровый залы, учебные классы, гости ответили на вопросы юных музыкантов.
Что для вас значит ЦМШ?
Борислав Струлев: В нашей школе, которая находилась на окраине Москвы, прямо в классах стояли кровати, а второй этаж был отдан интернату. ЦМШ - это большая семья. Помню, иногородние ребятишки называли своего педагога папой, а не по имени-отчеству. И наш учитель физики хорошо понимал, что виолончель для нас важнее, чем его предмет, и он всегда приходил к нам на концерты. Учиться было поначалу очень тяжело, но у меня была поддержка - мой педагог и семья. Один бы я не вытянул. А у вас здесь просто сказочные условия. На Западе нет детских музыкальных учреждений, подобных этому. Такое обучение в Америке стоит пятьдесят-восемьдесят тысяч долларов в год.
Денис Мацуев: Я приехал в Москву из Иркутска в 1991 году. Тогдашний директор ЦМШ Валентин Сергеевич Бельченко меня послушал (я сыграл две прелюдии Рахманинова и свою джазовую импровизацию) и сказал: "Немедленно приезжай". Это было непросто, но мы с родителями решились. Я тоже не жил в интернате, но, конечно, если бы у нас был интернат, подобный вашему, то с радостью бы в нем остался. И ваше счастье, что ехать учиться в ЦМШ из Сибири в Москву теперь необязательно. Самое главное пожелание: чтобы в этих уникальных условиях с такой прекрасной инфраструктурой все кипело. ЦМШ - великий бренд. Но любой музыкант, независимо от возраста, знает: завтра с утра ему нужно идти заниматься.
Сколько времени вы тратите на занятия?
Борислав Струлев: Я даже в отпуске 24 часа в сутки думаю о музыке, мне снится очередная новая возможность усовершенствовать технику исполнения. В детстве у нас не было видеозаписей, и я, помню, как молился на зажеванную видеокассету, чтобы посмотреть игру представителей разных школ. Есть технические задачи, но есть и духовный настрой. Иоганнес Брамс, автор двух великих сонат для виолончели и фортепиано, я уверен, в каждую фразу вкладывал важную информацию. Как разгадать этот вечный ребус?
Денис Мацуев: Я знаю музыкантов, которые занимаются каждый день по семь часов. Не всегда с этим согласен. Мы же репетируем не ради того, чтобы у нас пальцы бегали, а чтобы музыка пошла. Это самое главное. Я никогда не занимался больше двух-трех часов в день. Все дело в том, хватает ли тебе этого времени, чтобы добиться результата. Самое главное - образ произведения, чего вы хотите достичь. И в этих стенах должна звучать музыка, она здесь должна рождаться. Как говорил Святослав Рихтер (он, кстати, тоже не очень подолгу занимался на рояле), если вы делаете все правильно в процессе занятий, "вода начинает закипать". Это магическое действо, когда вы понимаете, что начинает музыка идти, а не просто правильно сыграть пассаж.
Бывало ли, что, пресытившись занятиями, вы начинали сомневаться в том, что делаете?
Денис Мацуев: Момент сомнения должен присутствовать у музыканта всегда. Как и момент оптимизма. В том графике, в котором я живу последние двадцать лет, у меня по большому счету ни разу не было чувства пресыщения, когда хочется все бросить и пойти на футбольное поле. Бывают сложные моменты, но каждое утро я не могу не осознавать того, что вечером у меня будет концерт или репетиция. И это самое счастливое время дня, это моя кульминация, в эти часы я самый счастливый человек на свете. Я играл и играю до 240 концертов в год. Потому что самое уникальное и гениальное место для любого музыканта, пианиста и артиста - сцена. Без сцены жить невозможно. Она тебя лечит, поддерживает, одухотворяет. И конечно публика. Это самое главное. Публика - критик номер один. Она всегда права. Если ты слышишь шум, кашель или шуршание во время своей игры, то проблемы в тебе, а не в публике. Значит, у тебя не получилось публику укротить. И каждый день - как с чистого листа.
Борислав Струлев: Надо быть фанатом. Просто любить музыку мало. Ростропович записал шесть сюит Баха, и перед каждой сюитой на рояле раскладывал то, что там заложено, как он чувствует ту или иную прелюдию, жигу, куранту, сарабанду. Играя сюиты Баха, он себя ощущал как на церковной службе. Потому что это не просто ноты. Да, всего четыре струны - и целый набор космических кодов, записанных Бахом. Чтобы выполнить то, что Бах в эти ноты заложил, нужно иметь прежде всего собранность и отсутствие лени. Такая наша работа.
Когда и как вы выбрали для себя инструмент?
Борислав Струлев: Спасибо директору московской районной музыкальной школы. Рояль был уже весь занят, и директор сказал: "Если выберешь скрипку, будешь заниматься и играть концерты стоя. А выберешь виолончель - всегда будешь сидеть на стуле". Я подумал: "Стоять всю жизнь? Нет уж, лучше посижу". В моей семье все были вокалистами. Дед - оперный певец, папа - один из основателей знаменитого хора Владимира Минина, мама - потрясающая пианистка и педагог. Все ждали, что я подрасту и тоже буду петь. Но именно виолончель - самый певучий, самый оперный, самый драгоценный инструмент, который может охватить все тембры голоса - и бас, и меццо-сопрано, и тенор, и контральто.
Денис Мацуев: У меня все проще. Мои мама и папа пианисты, и я просто не мог принести домой виолончель. В три года подошел к инструменту и сыграл мелодию "Погоды", услышанную в телевизионной программе "Время". Ну а когда приехал в Москву, начал вариться в уникальной "цээмшовской" среде... ЦМШ воспитывает разносторонние личности. Нужно знать симфоническую музыку, театр, оперу. Сегодня у вас есть возможность слушать любые выдающиеся исполнения. Но и читать, и спортом заниматься. Мы никогда не были ботаниками. И я знаю, что вы тоже живете в современном темпоритме. Все у вас получится, вы обязательно выберете творческий путь. Тем более в нашей родной Сибири. Я считаю себя сибиряком по национальности.
А кем хотят стать ваши дети?
Борислав Струлев: Мой трехлетний сын уже сам, чисто и аккуратно, играет гамму. Он до трех часов кряду может сидеть и слушать какой-нибудь оперный гала-концерт.
Денис Мацуев: Моей дочке шесть лет. Таланты у нее есть: и абсолютный слух, и чувство ритма, и танцевальные способности (ее мама - прима-балерина Большого театра). Девочка занимается всем подряд - играет и поет, рисует и танцует, у нее весь день расписан. Что из этого выйдет, думаю, через год-два можно будет говорить. Ни в коем случае нельзя ничего специально навязывать, ведь в определенный момент определенные способности у детей раскрываются, и мы это видим. Но любой ребенок, независимо от того, будет он музыкантом или нет, наравне с цифрой и буквой обязательно должен познакомиться с нотой. Я буду делать все возможное, чтобы уроки музыки в обычных школах были интересными, талантливыми и правильно поданными. Чтобы это не было скучно.
Кстати
Денис Мацуев вручил приглашения в Международную летнюю творческую школу в Суздале трем юным музыкантам, обучающимся в филиале "Сибирский", - Петру Косицкому (фортепиано), Иллариону Кузьмину (виолончель) и Анастасии Свирковой (флейта). Им назначена стипендия благотворительного фонда "Новые имена" имени Иветты Вороновой.