"Хорошо летать могут только красивые самолеты": легендарному конструкторскому бюро Туполева исполняется 100 лет

Ту-114.
Ту-114. / Лев Поликашин/РИА Новости
Исполняется 100 лет со дня образования опытно-конструкторского бюро, основанного легендарным авиаконструктором и ученым Андреем Туполевым.

Сегодня ПАО "Туполев" входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации Госкорпорации Ростех.

В октябре 1922 года при ЦАГИ была создана Комиссия по металлическому самолетостроению, которую возглавил Андрей Николаевич Туполев. Позже по его предложению именно этот день - 22 октября 1922 года - стал считаться официальной датой образования ОКБ А.Н. Туполева.

Под руководством Андрея Туполева было создано более 200 проектов гражданских и военных самолетов, торпедных катеров и аэросаней. Около 70 из этих проектов было реализовано в опытных и серийных конструкциях.

Великий авиаконструктор Туполев не оставил после себя книгу воспоминаний. На все предложения написать о своей жизни он обычно отшучивался: "Я не пишу, а делаю".

На "тушках", созданных под его руководством, установлено свыше 270 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелетов. Именно на самолетах Туполева советские летчики совершили первую посадку на Северном полюсе, Чкалов и Громов выполнили рекордные перелеты в Америку, а в 1959 году Хрущев впервые посетил США.

Так, рассказывают, что когда Ту-114 с советской делегацией прибыл в Соединенные Штаты, там долго не могли найти подходящий пассажирский трап из-за необычно высоких стоек шасси советского лайнера. Выход нашли: подогнали самый высокий трап, а на него поставили стремянку. Так и пришлось советской делегации спускаться по стремянке.

Туполев говорил: "Хорошо летать могут только красивые самолеты". Он был убежден и в другом: в том, что каждый военный самолет может иметь пассажирский аналог.

Ту-22М. Фото: РИА Новости

Под руководством Андрея Николаевича была создана целая серия боевых тяжелых самолетов, ставших на долгие годы основой отечественных стратегических авиационных сил. Среди них Ту-95 - самый скоростной и единственный в мире серийный бомбардировщик и ракетоносец с турбовинтовыми двигателями. Ту-22М - дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. Ту-160, или "Белый лебедь", - самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет с изменяемой геометрией крыла, а также самый тяжелый боевой авиационный комплекс в мире…

На базе многоцелевого Ту-16 появился первый советский реактивный лайнер Ту-104, а на основе стратегического бомбардировщика Ту-95 разработан турбовинтовой пассажирский самолет Ту-114, который буквально опередил свое время.

Кстати, именно Ту-114 выбрал Никита Хрущев для своего официального визита в США. Примечательной оказалась не только заокеанская история с трапом для него. Рассказывают и другое: на тот момент самолет еще не завершил эксплуатационные испытания. Наверное, это первый и последний случай в истории, когда правительство во главе с лидером страны решается на межконтинентальный перелет на борту не завершившей испытания машины.

На протяжении многих лет в небо поднимаются пассажирские самолеты марки "Ту". Настоящей "рабочей лошадкой" стал Ту-154: на нем летал едва ли не каждый второй житель нашей страны. В КБ Туполева был создан и первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144. Перед самолетостроителями была поставлена задача - обогнать англо-французский проект "Конкорд". В результате Ту-144 взлетел 31 декабря 1968 года, на два месяца раньше "Конкорда".

Фото: Илья Питалев/РИА Новости

В середине 1980-х годов специалисты ОКБ А.Н. Туполева приступили к созданию самолета, работающего на криогенном топливе. На базе пассажирского Ту-154 был построен экспериментальный самолет, силовая установка которого работала на жидком водороде, а затем на сжиженном природном газе. 15 апреля 1988 года первый в мире самолет на криогенном топливе Ту-155 совершил первый полет. Всего было совершено пять успешных полетов на жидком водороде и около 70 на природном газе.

Сегодня, как подчеркивают в Объединенной авиастроительной корпорации, в области пассажирских перевозок самолеты Туполева занимают особую нишу. Ту-214 в специальных модификациях обеспечивают перелеты первых лиц государства. Ту-214 хорошо зарекомендовали себя при эксплуатации на пассажирских авиалиниях и были выбраны в качестве базовой модели для создания целого ряда самолетов специального назначения. Ныне на "Туполев" возложена ответственная задача - увеличение серии Ту-214 в интересах отечественной гражданской авиации.

При этом основное направление развития предприятия связано с укреплением обороноспособности страны. В числе приоритетных задач - выполнение программы модернизации самолетов стратегической и дальней авиации, производство стратегического ракетоносца Ту-160, работа над перспективными проектами.

По словам генерального директора ПАО "ОАК" Юрия Слюсаря, Андрей Николаевич Туполев и коллектив ОКБ его имени всегда олицетворяли движение отечественного авиастроения вперед, во многом определяли его будущее. "Мы чтим традиции лидерства ОКБ Туполева, применяем в работе всей Объединенной авиастроительной корпорации лучшие практики нашего легендарного ОКБ и делаем все, чтобы этот опыт, решения и инженерная культура продолжали развиваться и давать реальные плоды в будущем - при создании новейших образцов российской авиационной техники", - говорит Юрий Слюсарь.

Справка "РГ"

Всего с 1923 года выпущено более 18000 самолетов марки "Ту", около 1000 из них поставлено в 20 стран мира.

Поделиться