Хрупкая иваси. Удивительный тунец. Человек в гидрокостюме. Корреспондент "РГ" узнала, как ловят рыбу на Курилах
Хрупкая иваси. Удивительный тунец. Человек в гидрокостюме. Корреспондент "РГ" узнала, как ловят рыбу на Курилах
На причале нас ждал красавец рыболовный траулер "Гиннетон", принадлежащий компании "Гидрострой". Уже по названию понятно, что это скандинавское судно. Оно было заложено в 1996 году в городе Флеккерфиорд (Норвегия). Спущено на воду в 1997 году. Таких новеньких траулеров, по словам представителя компании Людмилы Шапка, у компании пять.
Кладезь Омега-3
Мы вышли в Тихий океан на промысел иваси. Это тихоокеанская сардина. Жирная и нежная, кладезь омега-3. Промышленный лов иваси возобновился в этих водах пять-шесть лет назад. До этого четверть века ее не было.
Сейчас косяки иваси гуляют от Южных Курил до Владивостока. В отличие от минтая, квоты на вылов иваси не устанавливаются. Лови, сколько хочешь! Но если сравнивать с минтаем, то выловленную сардину нужно максимально быстро доставить и выгрузить на рыбозавод. Иначе она испортится. Рыба очень нежная! Наблюдала, как она при вылове ломалась и заполняла ячейки сетки. Мне это напомнило новогоднюю гирлянду. По словам мастера по добыче Сергея Синявского, в идеале эту сардину нужно перерабатывать на судне, но за четверть века, пока ее не было, исчезли и перерабатывающие мощности. По его данным, пик добычи иваси ожидается в 2025-2027 годах, потом она снова надолго исчезнет.
Скатерть для чаек в полкилометра
Идем ловить сардину к Итурупу. Пусть нам повезет!
Распорядок на судне - по сигналу! Если в море, то один звонок - вызов боцмана на мостик. Два - выборка трала, швартовка (отшвартовка), аврал (по ситуации).
В 00:35 прозвучало два громких гудка. Разбудят любого! Пора ловить рыбу! С момента запуска трала может пройти и час и семь часов. Сначала в воду уходят траловые доски. Они металлические, массивные - каждая почти по 3,5 тонны! Потом яркие как бусины поплавки и сам трал.
Кстати, на "Гиннетоне" длина снасти - полкилометра! Незабываемая картина: завороженно смотришь, когда трал начинают выбирать. За полкилометра видно, как слетаются чайки! Для них это время не пирушки - настоящего пиршества! Они так ловко умудряются каждый раз из ячеек вытаскивать кусочки "гирлянды".
Но чтобы рыбка оказалась в трале, нужно и терпение, и опыт, и удача, конечно, да и много чего еще. Иваси очень капризная, как говорят рыбаки. И может ускользнуть от расставленной ловушки. Поэтому одного везения мало. Здесь многое приходится учитывать: и время суток рыбалки, и скорость течения, и направление ветра. "Днем рыбалка, как правило, сложнее. Рыба идет ниже, у грунта, может порвать трал, - пояснил мне капитан "Гиннетона" Вадим Сергеев. На капитанском мостике он с помощником неотрывно следит за приборами. Один из основных - гидролокатор, очень напоминает аппарат УЗИ. Как сказал капитан, любая ошибка может привести к повреждению снасти. А починить ее на судне не получится - только на берегу.
Сколько раз включают "пылесос"
"Гиннетон" работает как пылесос. Вся рыба из сети с помощью компрессора перегоняется в водоотделитель. Там на посту - матрос Женя Косухин, он самый молодой в команде. Его задача - следить, какая рыба попадает на судно. И не пропустить акулу. Такое случается.
В тот день попадалась кроме иваси только скумбрия. И как-то проскочила одна рыбина минтая. Женя также регулирует рычагами, в какой трюм пустить потоки рыбы. В наушниках он слышит, когда ему подают сигнал, какой из резервуаров уже заполнен. Всего на судне девять трюмов. В них рыба должна в целости и сохранности доехать до порта. И там снова включается "пылесос" - и рыба уже по трубе уходит на рыбзавод.
За время рыбалки трижды пришлось тралить. В итоге вместо запланированных 350 тонн наловили примерно 500 тонн иваси.
Теперь главное быстро довезти ценный груз. Я знала, что рыбу в траулерах хранят в трюмах вместе с морской водой. Но даже не догадывалась, что нужно еще и поддерживать оптимальную температуру каждого из резервуаров. Когда я спустилась вниз в машинное отделение, старший механик Виталий Петров показал датчики, где была указана температура на входе и выходе из трюма. Морская вода оказывается начинает замерзать при минус 2,5 градуса. В трюмах поддерживается температура минус 0,7 градуса.
Телепузики отдыхают!
У каждого на нижней палубе своя каюта. Нам достался кубрик второго помощника капитана Игоря Борисова. Конечно, сложно это помещение назвать кубриком для матросов, это каюта практически вип-класса!
Для одного человека здесь вполне просторно. Платяной шкафчик, двухъярусная кровать, рабочий стол со стулом, полочки прибиты к стене. И главное - в каюте есть собственный санузел с душем! Не всем так везет! У большинства членов команды удобства "на этаже", но каюты у всех вполне вместительные, как мне показалось, для недолгого путешествия.
Игорь провел по кораблю, объяснил, где что находится, а также, что можно и что нельзя. Например, всегда можно - в любое время суток - прийти в кают-компанию поесть, особого приглашения не нужно. Она круглосуточно в распоряжении членов команды. Здесь удобные диваны, кресла и большая ТВ-панель.
Предупредили нас, что по палубе опасно передвигаться, спрятав руки в карманы, а внутри судна не желательно ходить без тапочек с задниками. Это травмоопасно! Судно может резко накрениться, и если руки в карманах, просто не успеешь схватиться за опору.
В каюте невозможно не заметить большой красный пакет. В нем гидрокостюм. Мне матрос Роман Косухин показал, как им пользоваться, и потом попросил повторить. Нужно успеть надеть на себя этот костюм в течение двух минут. Почему именно за это время? "Судно тонет дольше, но лучше быть готовым покинуть его как можно быстрее, пояснил мне Роман.
Натянуть на себя гидрокостюм не так-то просто! Нужно соблюдать определенную последовательность. И главное - не забыть перед тем, как наглухо застегнуть молнию, выпустить воздух! Для этого надо присесть. "Воздух необходимо выпустить, чтобы при прыжке в воду не было удара по голове", - объяснил Роман.
В ярко-оранжевом костюме я себе напомнила телепузика. Но двигаться было достаточно удобно. На следующее утро перед прибытием в порт в гидрокостюмах была уже вся команда - плановая тренировка.
Команда 12+
Команда на "Гиннетоне" небольшая - всего 12 человек. Половина - местные кадры, из Сахалинской области. Как и сам капитан Вадим Сергеев. Он на море с 1995 года. И даже в свободное от работы время любит постоять с удочкой.
Команда как большая семья. Друг о друге знают все и даже больше. А как может быть иначе, когда полгода проводят вместе на судне. Старпом Дмитрий Алямкин мечтал о море, он когда-то серьезно занимался лыжами, но получил травмы. В результате списал себя с лыжной трассы на морскую.
Второму помощнику капитана Игорю Борисову 41 год, он местный, родился в Южно-Сахалинске. Но сейчас с семьей живет в Геленджике. У Игоря трое детей. Зарабатывает на судне примерно 300 тысяч в месяц. Много? Не думаю. Эту цифру сначала разделите пополам, ведь рейс длится полгода, а потом зайдите в магазин. И когда увидите, что килограмм бананов стоит на Шикотане 340 рублей, то рыбацкие доходы не покажутся такими уж высокими в регионе.
"Часть заработка перевожу жене, а часть откладываю. Ведь нужно же на что-то жить оставшиеся полгода", - рассказал мне Игорь. В его каюте на календаре обведено "4 ноября", в этот день закончится рейс. И он поедет к семье. Но путь сейчас будет неблизкий - сначала на теплоходе почти сутки до Южно-Сахалинска, потом самолетом до Москвы. До Геленджика придется добираться еще сутки на поезде. Игорь подсчитал, что в общей сложности на дорогу домой у него уйдет пять дней! Родные уже заждались, считают часы до встречи. Кстати, дорожные расходы членам команды оплачивает компания.
На "Гиннетоне" матросами работают два родных брата. У Романа Косухина два диплома - электрика и инженера. Его брат Женя имеет диплом нефтяника, но сейчас получает вторую специальность, морскую. На море их привела не романтика, а желание найти достойную работу. На суше молодые люди оказались не востребованы.
И все-таки главный человек на судне - капитан. Его понапрасну лучше не отвлекать. Поднявшись на капитанский мостик, читаешь на двери: "Прежде, чем зайти, подумай нужен ли ты здесь". Лучше сначала позвонить! Прямая связь с капитаном, как и с каждым членом экипажа, по телефону. Он висит в каждом кубрике с номерами абонентов. Набираю "111", трубку берет второй помощник капитана Игорь.
- Можно подняться на капитанский мостик? - спрашиваю.
- Сейчас не стоит, капитана лучше не отвлекать. Завтра вас ждет, - вежливо отказали мне.
В первую ночь, когда поставили трал, капитан не уходил до утра со своего мостика. Что-то шло не по плану. На следующее утро, когда мы встретились, он признался, что спал всего полтора часа. Ведь ответственность вся на нем. Зарплата рыбаков зависит от удачной рыбалки. Вернутся с рыбой - будут деньги. А если с пустыми трюмами - команда получит по минимуму, только оклад без премиальной части.
На капитанском мостике как-то неожиданно уютно, по-домашнему. Цветы в горшочках. Сразу обращаешь внимания на велотренажер.
- Вы крутите педали, чтобы снять напряжение, - спрашиваю у Вадима Аркадьевича.
- Да некогда мне. Хотите - велотренажер в вашем распоряжении! Обычно гости на нашем корабле и крутят педали, - улыбнулся капитан.
Мы были первыми женщинами на корабле. Туристами. Не так давно работала на судне женщина-повар. Но это, наверное, не считается. И неверно думать, что женщина на корабле приносит несчастье. Пока мы были - рыба ловилась. И очень даже неплохо.
Жора голодными не оставит
Мне показалось, что все пути на корабле ведут на камбуз! Мимо не пройдешь! Главный по тарелочкам - Георгий Кисляк, но его на судне все называют Жорой. Он многодетный отец. Когда спросила его, готовит ли он родным, ответил: "Я на дом работу не беру!".
Когда нас провожали на "Гиннетон", то сразу предупредили, что самая лучшая кухня всегда - на корабле. Так и есть! С утра у Жоры в кастрюльке каша - да такая, как мама готовит. Кому не нравится - сосиски, вареные яйца, сырная и мясная нарезки.
На столе всегда салат-бар. Все нахваливают морковку по-корейски и салат из капусты. Также весь день в столовой фруктовая ваза. Есть и груши, и яблоки, и мандарины, и бананы. К чаю-кофе разные сладости.
Жора - мастер шарлотки. А как он умеет солить красную рыбу и вялить скумбрию - стоит поучиться. Но не все члены команды любят рыбу. "В основном у меня мясоеды", - говорит Жора.
Заглянула в его холодильник и морозилку - там продуктов почти на месяц! Когда встают к берегу, у повара готов список, что нужно дополнительно закупить на судно. Жора старается учесть все пожелания ребят. И не только их.
Когда вместе с иваси в сети попалась скумбрия, я попросила Жору запечь несколько рыбин в духовке по моему рецепту - в фольге. Ничего вкуснее этой свежевыловленной рыбки я давно не ела! Когда мы сходили на берег, он дал несколько штук скумбрии нам с собой - царский гостинец! И поделился своим рецептом приготовления скумбрии в духовке - называется "Жучки". Главный секрет: нужно запекать рыбу кверху брюхом, чтобы жир остался внутри.
Какую рыбу ловят на Шикотане
На Курилах только закончилась "красная путина", но вообще лососем богат Итуруп. А на Шикотане добывают минтай, треску, камбалу, иваси, скумбрию. Иногда попадается и рыба Луна. Как говорят, в ней шесть видов мяса.
Считается, что на острове десятки видов рыб и морепродуктов. И впервые в этом году, как рассказал глава Шикотана Сергей Усов, пришел на остров тунец. Да какой! Рыбаки рассказывают, что ловили рыбу по 300 килограммов, и даже на 750 килограммов как-то попадалась. Южнокурильский тунец действительно считается самым вкусным и дорогим. Он очень ценится у японцев, потому что жирный.
Тунец у рыбаков Шикотана хоть и не является основным видом промысла тем не менее, как мне рассказали, если он попадается в прилове, то доставляется на берег, и реализуется через магазины. У жителей острова есть счастливая возможность купить свежевыловленного тунца по цене всего 700 рублей за килограмм. Повезло и мне - таких свежих и вкусных рыбных деликатесов на большой земле не всегда попробуешь!
Каких трех "птиц" можно найти на корабле?
На второй день рыбалки матрос Роман Косухин вдруг спросил меня: "вы знаете, какие три птицы есть на корабле?".
И повел меня показывать. Первую "птицу" - "глухаря" - мы нашли здесь же, в кают-кампании - это открытая форточка иллюминатора.
Вторая пташка - "утка". Это такая отливка на палубе для крепления тросов. Действительно напоминает чем-то два клюва утки.
Третьей оказался "гусак". Его мы тоже обнаружили на палубе. И не одного! Это изогнутая труба, к которой может крепиться, например, гибкий шланг. Названа так из-за сходства с гусиной шеей.