Но если разблокировка поставок зерна на мировой рынок нам крайне важна в условиях небывалого урожая, с экспортом минудобрений все не так критично. По данным Центра экономического прогнозирования Газпромбанка, за восемь месяцев этого года производство минеральных удобрений в России снизилось на 2,5%, но оказалось больше, чем в 2019 (на 10,5%) и 2020 (на 4%) годах. При этом экспорт из-за ограничений со стороны Европы снизился на 11%. Почти вполовину упали поставки аммиачной селитры, экспорт хлористого калия снизился почти на четверть, карбамидно-аммиачной смеси - на треть.
Российские производители фосфорсодержащих удобрений смогли перенаправить поставки из Европы на альтернативные рынки - например в Индию. А больше всего пострадали производители калийных удобрений. Как сообщалось ранее, в портах стран Европы из-за санкций застряли около 300 тыс. тонн российских удобрений. А кроме того, с началом военной операции на Украине остановил свою работу аммиакопровод Тольятти - Одесса.
Единственный в Европе аммиакопровод был построен еще в 70-е годы прошлого века. Его мощность составляет 2,5 млн тонн в год, а протяженность - почти 2,5 тыс. км. Из них около 1,4 тыс. км трубы проходят по территории РФ, другие 1,02 тыс. км - через Украину (Луганская, Харьковская, Запорожская, Днепропетровская, Николаевская, Херсонская и Одесская области). В порту Одессы аммиак грузился дальше на экспорт.
Еще в сентябре в ООН призывали возобновить прокачку аммиака. Экспорт российского аммиака будет способствовать сохранению "зернового соглашения", говорил генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш. И, похоже, сейчас к этому вопросу вернулись.
По мнению ведущего экономиста Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Масимо Тореро, дефицит удобрений может негативно сказаться на производстве зерна. В итоге Европа может превратиться из экспортера удобрений в их импортера, а потом то же самое может случиться и с продовольствием.
Аммиак - основное сырье для производства азотных удобрений. А его выпуск в ЕС сократился на фоне дефицита удобрений из-за высокой цены на газ и электроэнергию (в структуре себестоимости аммиака доля природного газа может достигать 90%), отмечает аналитик ФГ "Финам" Алексей Калачев. Россия является вторым после Китая поставщиком аммиака на мировой рынок с долей в 11%. Поэтому возобновление поставок по этому транспортному маршруту несомненно могло быть полезно для Европы. Для "Тольяттиазота" (чей аммиак в основном и перекачивался через трубу) это значило бы восстановление продаж и сохранение объемов производства.
"Однако вряд ли это возможно в ближайшее время, пока не закончена СВО. Вблизи маршрута продуктопровода ведутся боевые действия, что создает технологические риски. Думаю, что и перевалка в порту Одессы российской химической продукции также маловероятна", - считает Алексей Калачев.