Для чего повышают предельные тарифы на проезд по платным трассам. Интервью заместителя председателя правления госкомпании "Автодор" Константина Макиева
Константин Теймуразович, много вопросов вызвала инициатива по повышению предельных тарифов на проезд по платным трассам. Проезд резко подорожает?
Константин Макиев: Увеличение предельного значения тарифа на проезд по платным дорогам, как предусматривает проект постановления правительства "О плате за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог..." не повлечет за собой резкое увеличение стоимости проезда для автомобилистов.
Действующее сейчас постановление принималось в 2016 году. Время от нас требует новых решений. Изменить предельные тарифы нужно для того, чтобы сбалансировать стоимость проезда на всей сети платных скоростных дорог и обеспечить гибкую тарифную политику, которая отвечала бы экономической целесообразности использования каждого конкретного платного участка, и чтобы не допустить увеличение тарифа на всей сети.
Каких именно участков дорог коснется эта инициатива?
Константин Макиев: Это новые участки автомобильных дорог, построенные около крупных городов, которые реализуются с существенным привлечением возвратного финансирования.
А куда идут средства от сбора платы?
Константин Макиев: Важно понимать, что все средства от сбора платы за проезд идут, во-первых, на возврат привлеченного финансирования автомобильной дороги, во-вторых, на ее содержание, ремонт и капитальный ремонт. Именно за счет гибкого управления тарифами на сети за последние годы были введены в эксплуатацию более чем полторы тысячи километров автомобильных дорог. Эти темпы позволило обеспечить именно привлечение внебюджетного финансирования. Вложенные деньги нужно возвращать. Автомобильная дорога по сути - это такой же инвестиционный проект, как и любой другой, который реализуется государством и бизнесом. И при его структурировании мы должны понимать, что расходы на его создание должны окупиться.
Для каких-то участков федеральных дорог стоимость будет выше, а для каких-то ниже?
Константин Макиев: Для примера можно привести автомобильную дорогу М-12 Москва - Нижний Новгород - Казань, которая в следующем году должна уже поехать полностью. Два участка мы уже запустили в этом году: в Московской области 22 км и во Владимирской области 26 км. Например, у Москвы спрос на автомобильную дорогу существенно выше и платежеспособность у автомобилистов высокая. С учетом этого и тариф выше. По такому же принципу будем рассчитывать тарифы на участках и у других крупных городов, исходя из особенностей интенсивности движения. Но благодаря этому мы можем тарифы балансировать и, по сути, не допускать существенного увеличения роста стоимости при поездках на дальние дистанции.
Если пользователь едет, например, от Москвы до Орехово-Зуева по М-12, то на 60 км плата в расчете на километр будет выше. И это позволит нам сбалансировать стоимость для тех, кто едет транзитом от Москвы до Владимира, Нижнего Новгорода или Казани в расчете на километр.
Региональные тарифы тоже пересчитают?
Константин Макиев: Что касается тарифов на проезд по платным участкам региональных дорог, то это находится в компетенции субъектов РФ. Текущий проект федерального постановления и действующий документ регулирует исключительно тарифы на федеральной сети.
То есть регионы сами будут принимать решение?
Константин Макиев: Да.
Сейчас, по действующему постановлению, стоимость проезда уже находится у верхнего предела или нет?
Константин Макиев: Мы гибко подходим к установлению тарифа. Приведу в пример автомобильную дорогу М-4 "Дон". У нас есть еще существенный зазор, практически 30%, до текущего предельного значения тарифа, и мы его пока не увеличиваем до этого значения.
Сколько в среднем стоит проезд по М-11 "Нева", М-4 "Дон"?
Константин Макиев: Проезд по М-11, в зависимости от участков, в среднем в расчете на километр стоит около четырех рублей для легкового автомобиля. На М-4 у нас тариф в расчете на километр - порядка 2,8 рубля в выходной день, в будние дни - еще дешевле, примерно на 15%. Те, кто пользуется автомобильной дорогой регулярно, имеют возможность получить скидку до 15% при использовании транспондера на автомобильной дороге.
Накопив какие-то баллы, я могу приобрести скидку на какой-то срок?
Константин Макиев: Да, на короткий срок. Если автовладелец регулярно использует автомобильную дорогу, то он может воспользоваться программой лояльности. Для него расходы на проезд по платной дороге гораздо существеннее, чем для того, кто проехал по ней единожды. Ему важна скидка. И мы этим пользователям предоставляем ее. В рамках программы лояльности скидка действует в течение месяца. Поясню, пользователь может накопить баллы и на них купить один из уровней скидки. Всего их четыре уровня - это 3, 5, 7 и 15%. В зависимости от количества накопленных баллов, которые начисляются за каждый проезд. Можно, например, в течение года копить баллы, и запланировав поездку к Черному морю летом в период отпуска, понимая, что это будут существенные расходы, применить такую скидку, и получить соответствующую выгоду.
Насколько уже выросли тарифы в этом году?
Константин Макиев: Мы индексировали тарифы на уровне инфляции прошлого года. Но не стали вводить сезонные тарифы, как было ранее. В мае в связи с более высоким спросом мы обычно устанавливали сезонные тарифы, в том числе, регулируя интенсивность на платных участках для того, чтобы пользователям комфортнее было передвигаться на дальние расстояния. В этом году сезонный тариф мы не применяли, чтобы сделать проезд доступнее.