26.10.2022 21:32
    Поделиться

    Mercedes уходит из России, Kia может остановить продажи автомобилей

    Южнокорейская Kia задумалась о сворачивании бизнеса в России, а Mercedes-Benz продаст свои доли в российских дочерних организациях компании "Автодом".
    Павел Бедняков/ РИА Новости

    Как заявилисполнительный вице-президент Kia Ву Джон Джу, усиливающаяся волатильность в стране мешает продажам, на некоторое время автомобильный рынок и вовсе может полностью закрыться.

    "Мы можем подумать о том, чтобы заниматься только послепродажным обслуживанием, потому что мы в принципе не можем поставлять туда автомобили", - цитирует топ-менеджера Bloomberg.

    Kia стала одной из компаний, которая приостановила производство автомобилей в России в марте 2022 года. Сборка машин осуществлялась в Санкт-Петербурге на заводе "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус", где выпускали Kia Rio, и на калининградском "Автоторе" - там производили всю остальную модельную линейку для нашего рынка.

    В настоящее время калининградский "Автотор" осуществляет переоборудование мощностей под выпуск новых моделей электрокаров, судьба питерского завода Hyundai Motor Group пока не решена, но по последней информации корейский концерн рассматривает вариант продажи предприятия.

    В результате санкций финансовые транзакции между головным офисом концерна (Hyundai-Kia) и российским филиалом затруднены, компания не получает никакой прибыли - в августе, например, завод не поставил ни одной машины, а расходы на содержание штата сотрудников, обслуживание инфраструктуры и поддержание сборочной площадки никуда не делись.

    По итогам девяти месяцев 2022 года в России было куплено 56 170 автомобилей Kia, что на 65% меньше по сравнению с тем же периодом прошлого года, сообщает. В результате марка сохраняет лидерство среди всех представленных в России иностранных автопроизводителей.

    Как считает руководитель отдела по работе с импортерами компании "Газпромбанк Автолизинг" Александр Корнев, возможный уход Kia - попытка обезопасить себя от потенциально больших рисков.

    "По данным самой компании, в 2021 году российские продажи марки составили около 7,4% от общего объема реализации компании (9,2% от объемов экспорта). Очевидно, в Kia полагают, что потеря этого рынка сбыта будет менее болезненной, чем возможные последствия продолжения продаж в России.

    В отличие от других популярных марок легковых автомобилей (BMW, Toyota), Kia даже улучшила позиции в этом году, заняв в пятерке самых продаваемых марок второе место после Lada. Однако, как показывает статистика продаж третьего квартала, россияне постепенно пересаживаются на автомобили отечественных и китайских производителей, прежде всего, на Haval, Chery и Geely", - рассказывает Корнев "РГ".

    Генеральный директор автомобильного маркетплейса Fresh AutoДенис Мигаль считает, что для российских потребителей уход Kia является крайне нежелательным.

    "Модели бренда являются одними из самых востребованных среди автомобилистов нашей страны и в полном объеме ее долю занять не сможет ни один другой бренд. Претендовать на целевую аудиторию Kia может АвтоВАЗ, но он не готов конкурировать с корейскими моделями в части оснащения, или китайские бренды, но они не успели еще завоевать доверие большого количества россиян. Кроме того, компании из КНР не предлагают потребителям седаны и хэтчбеки, а водители, предпочитающие эти виды кузовов, - достаточно значимая часть аудитории корейских брендов", - объясняет эксперт.

    С Мигалем согласен и руководитель пресс-службы агентства "Автостат" Азат Тимерханов.

    "Корейские компании предлагали нам автомобили, которые пользовались очень высоким спросом. Подтверждением этого служит то, что суммарная доля обеих марок на российском рынке последние несколько лет составляла 20 - 25%. При этом Hyundai Solaris и Kia Rio становились лидерами рынка - в 2016 и 2017 годах соответственно. А Hyundai Creta уже долгое время является самым популярным кроссовером в России. Поэтому в ближайшее время заменить столь разнообразную продукцию, если "корейцы" примут решение об уходе, будет практически невозможно.

    Российские автолюбители постепенно пересаживаются на отечественные и китайские машины

    Надежда - на "китайцев", но пока производители из КНР сосредоточены на сегменте SUV. Об их планах вывести на наш рынок доступную модель В-класса (как замена Hyundai Solaris и Kia Rio) не слышно. Возможно, скоро мы об этом и узнаем. Другой вариант - автомобили из Ирана, но по сравнению с корейскими моделями они являются устаревшими. Нельзя сбрасывать со счетов и нашу Lada - весной 2023 года АвтоВАЗ собирается возобновить производство Vesta, а позже (в 2024 - 2025 годах) - выпустить и кроссовер на ее базе", - отмечает Тимерханов.

    Накануне также стало известно, что немецкий автоконцерн Mercedes-Benz подтвердил намерение уйти из России и продать доли в отечественных дочерних предприятиях, включая завод в Подмосковье, дилеру "Автодом".Сделку еще должны одобрить соответствующие органы.В "Автодоме", в свою очередь, заверили, что сделают все возможное для сохранения сервисного обслуживания бренда.

    В то же время в Минпромторгеотметили, что дилер сможет привлекать другие компании в качестве производственных партнеров, чтобы организовать совместное предприятие на базе завода Mercedes в подмосковном Есипово.

    Азат Тимерханов напоминает, что о планах открыть собственное производство "Автодом" заявлял еще в прошлом году.

    "Думаю, что покупка завода Mercedes-Benz полностью укладывается в реализацию данной стратегии. "Автодом" - это один из лидеров российского авторитейла, а любому крупному холдингу нужно дальше развиваться. Поэтому становясь еще и производственной компанией, можно усилить свои позиции. К тому же сейчас в России высвобождается немало производственных мощностей - есть из чего выбрать.

    Кроме того, компания "Автодом" специализируется на работе со многими люксовыми и премиальными брендами. Поэтому покупка завода немецкого автопроизводителя может быть выгодна не только с точки зрения сотрудничества с ним, но и логистически, поскольку предприятие находится в Подмосковье.

    Для самого Mercedes-Benz продажа, по всей видимости, тоже выгодна - немцы решили уйти из России и быстро избавляются от своего актива. Про дальнейшие перспективы завода пока говорить рано - прежде "Автодом" не называл бренды, с которыми он мог бы сотрудничать при производстве машин. При этом ранее в компании не исключали, что это могут быть и электромобили. Что касается "китайцев", то они сейчас всегда на слуху. Но, на мой взгляд, они сейчас сами могут купить автозавод - из тех, что не работают. Выбор есть", - отмечает эксперт.

    Поделиться