Сергей Сергеевич, как будет развиваться образование в Донецкой и Луганской народных республиках, а также в Запорожской и Херсонской областях, которые вошли в состав России?
Сергей Кравцов: Мы рады такому существенному прибавлению в педагогической семье российских школ. На Донбассе работают искренние, добрые и отзывчивые учителя. Настоящие герои.
Активную работу по интеграции системы образования ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областей мы проводили уже летом. При первых же выездах на освобожденные территории стало ясно: из-за программ подготовки дети там зачастую не имели возможности получать глубокие знания, образование было политизированным. Мы восстанавливали учебную инфраструктуру, поставляли в школы качественные учебники, русскую литературу, компьютеры, словом, все, чтобы там, где это было возможно, учебный год начался полноценно. И главной опорой в этой работе были как раз учителя, за что им большая благодарность.
Почти 13 тыс. педагогов и управленцев прошли профессиональную переподготовку, учились работать по новым российским федеральным государственным образовательным стандартам. Многие из них приезжали к нам, знакомились с нашим опытом лично.
Конечно, полноценная интеграция образования займет время, однако с тем воодушевлением, энтузиазмом, которые мы встречаем среди учителей, эта задача совершенно точно выполнима.
Продолжается программа "Земский учитель", по которой возможностью переехать на работу в сельские школы уже воспользовались почти четыре тысячи учителей. А чем еще помогаете селу?
Сергей Кравцов: Понимаю, как сельским учителям бывает непросто работать. Нередко школы укомплектованы буквально единицами педагогов, которые, несмотря ни на что, любят свое дело, воспитывают ребят. И здесь нужен особый подход, чтобы условия для работы, учебы в сельских школах отвечали самым современным требованиям. Были, что называется, к месту. Например, уже первые результаты дала беспрецедентная программа капитального ремонта. Только в ближайшие три года число отремонтированных школ на селе составит 65% от общего количества зданий.
Для учеников сельских школ очень важно иметь возможность ходить и на дополнительные занятия. К 2024 году во всех российских школах появятся собственные спортклубы и школьные театры - их по всей стране уже создано 19 тыс. Продолжат открываться и новые "Кванториумы", в том числе мобильные, созданные специально для отдаленных населенных пунктов. К слову, 3 млн ребят, проживающих в сельской местности, уже занимаются там, осваивают востребованные навыки, которые помогут им потом определиться с профессией.
Задач еще много. Как поднимать престиж именно сельского учителя, помогать развиваться педагогам, мотивировать их, избегать профессионального выгорания.
Недавно при министерстве образовался совет учителей-блогеров. Зачем он федеральному ведомству?
Сергей Кравцов: Чем больше у нас возможностей напрямую общаться с педагогами, управленческими командами, тем эффективнее мы сможем принимать решения. Быть на прямой связи и использовать для этого все возможные инструменты критически необходимо в современном мире. Так мы можем оперативно узнавать настроения в профессиональной среде, чаще слышать советы и рекомендации. Совет учителей-блогеров - настоящее связующее звено между педагогическим сообществом и широкой аудиторией в соцсетях. Это яркие представители профессии, способные увлечь молодую аудиторию, дать ей пищу для размышления, кем стать в будущем. Может, тоже учителем?
Такие популяризаторы профессии?
Сергей Кравцов: Именно. Конечно, каждый учитель уже авторитетен и своим примером может заразить подопечных любовью к педагогике, но и современные технологии нельзя списывать со счетов. Есть куда расти.
А пока, чтобы молодежь осознанно выбирала профессию педагога, мы развиваем раннюю профориентацию среди школьников. Открываем психолого-педагогические классы, где детям рассказывают о значимости учительского труда и его особенностях. Таких классов уже создано 1,7 тыс.
"Уверен, что апробированные за рубежом методические практики, такие как, например, отказ от западоцентризма, акцент на выработке способности учащихся к самостоятельной оценке исторических событий, более тесная увязка курса истории с другими предметами гуманитарного цикла - вполне могли бы быть взяты на вооружение и нашей образовательной системой".
Директор Службы внешней разведки Российской Федерации, руководитель Российского исторического общества Сергей Нарышкин высказал в статье для "Российской газеты" свои соображения по поводу преподавания истории.
Полностью материал читайте на сайте "РГ".