Оцифровка транспорта продолжается: российские производители нашли способы продолжить разработку ИТС
Тем не менее, намеченные транспортные проекты продолжают реализовываться, и к ним добавляются новые. Что же является "палочкой-выручалочкой" этого процесса - параллельный импорт или добрые отношения с Китаем, а может быть, курс на импортозамещение?
Все российские производители оборудования для ИТС оказались затронуты санкциями, поэтому в первые месяцы наблюдался недостаток комплектующих и оборудования из-за рубежа: в первую очередь потому, что непонятны были способы доставки товаров и расчета с контрагентами, рассказывает коммерческий директор ГК "Урбантех" Даниил Хазов. Сегодня стандартное оборудование, например серверы, доступно к покупке, но цены возросли минимум на треть, а сроки поставки в зависимости от типа продукции могут доходить до нескольких месяцев.
"На фоне нехватки серверного, сетевого оборудования и систем хранения данных, дефицита ИТ-специалистов, а также снижения конкуренции в связи с уходом с рынка зарубежных вендоров многие компании, работающие в сфере информационных технологий, уже увеличили цены. Например, Яндекс с 13 апреля 2022 повысил стоимость своих услуг по обработке данных до 60 процентов. Поэтому процесс цифровизации в таких условиях подорожает на десятки процентов, если не в разы", - добавляет технический директор хостинг-провайдера Tendence.ru Александр Щукин.
Непростая ситуация сложилась и на рынке комплектующих, потому как ряд устройств и электронных компонентов сейчас напрямую в Россию не поставляется, продолжает Даниил Хазов. Все значимые поставщики серверов и систем хранения данных (Dell Technologies, Hewlett Packard Enterprise, Lenovo, Hitachi Vantara, Fujitsu, Bull/Atos, NetApp, IBM) и крупнейшие производители сетевого оборудования (Cisco, Juniper, Extreme Networks и др.) приостановили отгрузки в РФ или вовсе ушли с российского рынка. Китайские вендоры вроде Huawei Technologies и ZTE Corp об уходе из России не заявляли, но их деятельность явно скукожилась.
"Импортозависимость отрасли на конец 2021 года оценивалась в 80 процентов, однако сейчас эти проблемы получается решать с помощью параллельного импорта и нестандартных схем собственного производства", - подчеркнул эксперт.
"Нестандартность" заключается в том, что некоторые отечественные компании для обхода санкций начали выходить на зарубежные площадки для организации производств оборудования или его узлов. Поэтому доля импортозамещенной продукции растет, просто часть импорта производится российскими же компаниями за границей. Правда, из зарубежных комплектующих. Как следствие, объем ввезенного оборудования ИКТ, в том числе для обеспечения работы ИТС, в середине этого года, по словам Даниила Хазова, вышел на досанкционный уровень 2021 года.
Правда, отметил эксперт, удлинение и усложнение цепочек поставок сказались на стоимости, и в среднем, по данным исследовательской фирмы IDC, оборудование выросло в цене на 30 процентов. Основными поставщиками стали Китай, Казахстан и страны Ближнего Востока.
Невзирая на препоны, цифровизация транспортной отрасли реализуется по плану, утверждает Даниил Хазов. В этом году соглашения о предоставлении трансфертов на внедрение ИТС заключены с 42 субъектами РФ, на эти цели предусмотрено 7,35 миллиарда рублей. В правительстве отмечают, что трансферты направлены именно на создание и модернизацию ИТС, а не на строительно-монтажные работы, связанные с прокладкой инженерных коммуникаций. "Это важно, - считает эксперт, - потому что конкретно с цифровыми, программными решениями в стране проблем вроде бы нет".
Внедрение ИТС, отмечают эксперты НТИ "Автонет", оказывает заметное влияние на уровень безопасности дорожного движения: предотвращается до 80 процентов ДТП, число пробок уменьшается на 20 процентов. Сочетание ИТС и сервисов V2X (Vehicle to Everything) имеет хорошую перспективу в городах России. И наглядный пример здесь - Махачкала, где в этом году начал работу центр управления цифровой инфраструктурой города. К системе мониторинга уже подключен парк общественного транспорта, администрация получила возможность в режиме реального времени контролировать загруженность улиц. Внедрение ИТС позволило увеличить пропускную способность двух основных транспортных магистралей - проспектов Петра I и Расула Гамзатова - в утренний и вечерний часы пик на 14 и 12 процентов.
Другой пример - Санкт-Петербург, где летом этого года началось развертывание сетей V2X на общественном транспорте. Первые 35 перекрестков в городе, оборудованные RSU (устройства дорожной инфраструктуры), уже действуют. До конца года планируется увеличить количество оборудованных перекрестков до 70. Система позволяет организовывать приоритетный проезд общественного транспорта, нивелировать опоздания, а также увеличивать пассажиропоток при наличии такого же или меньшего количества транспорта на линии. Первые результаты на оборудованных участках показывают, что благодаря внедрению новой системы каждый отдельный трамвай или автобус в среднем экономит 5 минут на каждые 10 километров маршрута. Для системы городского транспорта это означает экономию до 15 процентов топлива и до 40 процентов электроэнергии. Акцентируем: все это сделано уже в условиях беспрецедентных санкций.
В целом, считает Даниил Хазов, развитие ИКТ в России продолжится, и технологического отставания, в частности в сфере транспорта, ждать не стоит. Однако самостоятельной отрасль тоже вряд ли станет. "В России нет своего производства микрочипов и серверного оборудования необходимого уровня, развивать его до уровня технологического суверенитета пока не планируется, - сетует Даниил Хазов. - На форуме "Микроэлектроника 2022" в Сочи заявили о планах наладить выпуск чипов 250 нм для оснащения банковских карт, а также о модернизации производств на базе "Микрон" для 65 нм и строительстве завода НМ-Тех в Зеленограде, которое позволит выпускать чипы по 28 нм техпроцессу. Правда, конкретные сроки исполнения этих проектов опять-таки пока не обозначены, также стоит вопрос о том, каким оборудованием оснащать производства. Предполагается, что производственное оборудование будет из Китая или из Нидерландов, если на тот момент ослабнет санкционное давление".
Поэтому, резюмирует эксперт, будущее ИТС в России плотно связано с китайским и европейским оборудованием. "Рассчитывать на исключительно отечественные решения в сфере ИТС нельзя: в продуктах российских производителей так или иначе используются и компоненты, и интеллектуальная собственность поставщиков из разных стран, - подтверждает глава московского офиса SIMETRA Дмитрий Ставский. - Импортозаместить все компоненты периферийного оборудования для ИТС тоже не получится: пока есть решения только для нескольких направлений. Да и параллельный импорт не может полностью закрыть эту проблему, особенно с учетом потенциальных рисков в области информационной безопасности и статуса систем ИТС как критической информационной инфраструктуры".
Михаил Якимов, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта:
- Текущая политическая и экономическая ситуация дает России уникальный шанс отказаться от использования части западных технологий, западных наукоемких разработок и заниматься собственными разработками и технологиями. Такие технологии уже начали появляться, и надо отметить, что их бы никогда не было, если бы не санкции. Природа нашего общества такова, что нам необходим определенный триггер, после чего каждый человек и все общество, вся сфера предпринимательства и науки начинает работать переходить на свои технологические рельсы. Не вижу никаких объективных проблем, которые бы помешали развить новые технологии и собственное производство высокотехнологических товаров, тех же микрочипов, или разработать собственное ПО. Но время, которое необходимо будет затратить на раскрутку маховика нового технологического уклада российской экономики, будет самым трудным.