Правда, закон рамочный, и как он будет работать, четкого понимания пока ни у кого нет.
- Он предписывает одно: согласно федеральному законодательству создать условия для оказания помощи людям, находящимся в состоянии опьянения. А вот как наш закон будет работать, где появятся вытрезвители и как они будут функционировать - все эти детали должен проработать в ближайшее время региональный департамент здравоохранения. И мы сделали протокольную запись, чтобы, как только все будет готово, нам принесли документы на согласование, - пояснила председатель думского комитета по социальной, демографической политике, труду и занятости Лариса Ушакова.
Депутаты и другие причастные признаются, что, несмотря на довольно горячее обсуждение темы на заседаниях комитета и думы, вопросов осталось много. К примеру, регионального детского омбудсмена Михаила Крупина интересует, как и где будет оказываться такая помощь несовершеннолетним, потому что вместе со взрослыми подростков размещать нельзя для обеспечения их безопасности. Депутат Василий Бобков тоже озаботился вопросами безопасности, а именно тем, кто будет досматривать граждан, привезенных вытрезвляться: ни охранники, ни медики этого делать не имеют права (между тем в карманах у пьяного могут оказаться нож, лезвие, осколок бутылки и так далее). Он же попросил внести в протокол запись о том, что вытрезвители должны располагаться не ближе чем в 100 метрах от школ, а также вне зон жилой застройки. По его мнению, вариант, который поначалу рассматривал департамент здравоохранения - давно пустующее здание на улице Колесовой, 4а, где в советское время располагался вытрезвитель Дзержинского района Ярославля, - сегодня не подходит ни по одному из параметров: до стадиона от него - 30 метров, до школы - 80, а до жилых зданий - 15.
- К этому вопросу, который вроде бы звучит банально - открытие вытрезвителей, необходимо подходить комплексно, очень внимательно и все до самых мелочей проговаривать, - считает парламентарий. - На мой взгляд, это должен быть именно комплекс, состоящий из вытрезвителя, реабилитационного центра, лабораторий, некоторых других подразделений областной наркологической больницы, которые сейчас разбросаны по городу, плюс, возможно, дома ночного пребывания для лиц без определенного места жительства. Чтобы такие люди не попадали в вытрезвитель только для того, чтобы поспать в тепле.
Более того, этот комплекс, по мнению депутата, должен находиться где-то в центральной части города, чтобы не тратить лишние бюджетные деньги на доставку "пациентов" из одного спального района в другой. К примеру, для этих целей, считает Василий Бобков, подошло бы пустующее сейчас здание бывшей детской больницы на пересечении проспекта Ленина и Советской улицы. Несмотря на то что там довольно плотная застройка, у здания большой внутренний двор.
- Нужно правильно распределить функциональные зоны, и нежелательных пересечений не будет. Человека доставят во внутренний двор, он отоспится и уйдет через заднюю дверь - никто его не увидит, - рассуждает парламентарий. - Но здание необходимо ремонтировать и даже реконструировать.
Сегодня бедолаг, после чрезмерных возлияний оказавшихся в беспомощном состоянии на улице, в Ярославле везут в отделение неотложных состояний областной наркологической больницы. Главврач лечебного учреждения Александр Волков рассказывает, что медицинской помощью это назвать нельзя, поскольку такие люди в ней не нуждаются. В отделении выделили комнату, где подобранные на улицах выпивохи "просто лежат в тепле под наблюдением".
- У них происходит процесс самовытрезвления, они высыпаются. И если уходят доброжелательные - хорошо, но чаще, к сожалению, бывают конфликты и ущерб нашему имуществу, - сетует главврач. - Если же у человека ухудшается состояние, мы его из этой комнаты забираем и оказываем уже медицинскую помощь. Могу сказать, что из категории граждан, доставленных к нам в состоянии опьянения, мы госпитализируем не более 10 процентов.
Со слов Александра Волкова, там, где нет таких отделений неотложных состояний, например в районах области, пьяных везут просто в приемные отделения больниц, и они приходят в себя там. То есть медики ведут прием соматических больных, и им в нагрузку прилагается такое вот "счастье", от которого не знаешь, чего ждать.
Он прямо заявляет, что не считает услугу по вытрезвлению перепивших граждан медицинской. Однако полагает, что при условии финансово и юридически грамотной организации процесса вытрезвитель может работать и на базе наркологической больницы.
- Если все будет правильно организовано, в том числе с юридической точки зрения, если прокуратура не привлечет нас за нецелевое использование бюджетных средств, когда мы людям с опьянением будем оказывать помощь в том виде, в котором она должна оказываться, то, по большому счету, не важно, в чьей структуре это будет происходить, - полагает Александр Волков.
Несмотря на то что закон о вытрезвителях ярославские депутаты приняли, каких-то конкретных решений в этом направлении эксперты ожидают нескоро. И сходятся во мнении, что это потребует серьезных финансовых затрат.
А как у соседей?
В Костроме вытрезвитель с шестью койками работает с 2017 года и тоже на базе областного наркологического диспансера. По словам главного врача диспансера Марины Ефремовой, сейчас в штате организации пять фельдшеров и пять санитарок. Сюда принимают граждан от 21 года со средней степенью опьянения, и находиться в вытрезвителе они могут до шести часов. Причем плата с них не взимается. Для обеспечения безопасности в вытрезвителе круглосуточно дежурит охрана, в помещениях установлена система видеонаблюдения.
С января по сентябрь 2022 года в костромском вытрезвителе получили помощь 1888 граждан, а с момента открытия - более 10 тысяч человек. Сейчас там идет капитальный ремонт.