Корреспондент "РГ" проверил на своем опыте, можно ли выгодно купить автомобиль в Беларуси
Для верности я оббежал московские автосалоны. Везде одно и то же: цена по телефону одна, а когда приезжаешь, тысяч на 400(!) дороже. Говорят, допы установили. Ну зачем мне коврики за 120 тысяч рублей? Что они, из кашемира с изумрудами?
Ехать всего ночь. Да и билеты недорогие. Плацкарт - 1400.
В нашем "купе", когда узнали, что я интересуюсь машиной из Беларуси, открылся настоящий консилиум. Володя с нижней полки - автомобилист со стажем. У него на семью 4 машины, включая пикап. Машины меняет как перчатки.
- Ты только "Крузак" не бери, - с жаром советовал он. - Замучаешься с обслуживанием. Продадут уже убитый. Там и движок перебирать придется, и помпу менять. И суппорта. Капризная машина в наших условиях.
- Да нет у меня денег на "Ленд Крузер" - успокаивал я его. - Мне бы попроще чего-нибудь. Или свежую малолитражку из Германии, или китайца, который у вас собирается.
- Китайца не бери. За три года проржавеет насквозь.
- Да что ты такое говоришь, - вступил своим басом Валера с "боковушки". - У меня китаец белорусский "Джили". Как раз три года. Ездит без проблем. За машиной следить надо! Мыть ее от соли каждую неделю. Подмазывать, подкрашивать. И никаких проблем!
- Бери бэушного немца! - вступил еще один старичок без имени. - У меня 30 лет ездит. Ни одной ржавчинки.
Консилиум постановил: сначала на авторынок "Ждановичи" посмотреть ассортимент б/у. Потом по автосалонам "Джили". В других все уже куплено или заказано. Если только люксовые модели. Они стоят, конечно, на полмиллиона дешевле, чем в Москве, но где взять оставшиеся пять? Перед сном я на всякий случай сказал, что деньги у меня на карте "МИР", а сплю я чутко. Тут проводница потушила свет, и я стал грезить о новой машине.
Не откладывая встречу с новым четырехколесным другом, я взял Яндекс-такси прямо от привокзальной площади. Таксист не прибавил мне оптимизма.
- На "Ждановичах" только дорогие машины. А они плохо идут. Ничего не найдете! Езжайте в "Малиновку". Там машины попроще. Но можно напороться на автохлам из Литвы. Подкрасят, скрутят одометр и впихнут как почти новую. А она там в такси полмиллиона отпахала...
Таксист был прав. Огромная площадка, обнесенная сеткой рабицей, была заполнена наполовину. Ленивый сторож поднимал цепь, чтобы въехала очередная машина. Ее тут же обступали "перекупы". Один такой подошел и ко мне.
- Машину ищете?
- Присматриваюсь.
- Могу показать несколько приличных аппаратов. После покупки заплатите мне 5 тысяч российских.
- За что?
- За гарантию того, что вас не обманут. К тому же в дождь машину осматривать нельзя. Напоритесь на покраску.
- А если не куплю?
- На нет и суда нет, но я вам покажу такие экземпляры, что слюнки потекут!
Я оглянулся. Слюни пускать было не на что. На каждом лобовом стекле табличка с пробегом, ценой, годом выпуска. Все цены в долларах. Я заметил, что белорусы носят на плечах не голову, а счетную машину. Мгновенно пересчитывают любую валюту. Но мыслят в долларах. Их понять можно. Столько было девальваций и реформ, а доллар как был зеленый, так и остался.
Внимание привлек пикап "Форд" F150. Легендарная машина. И стоит всего 23 тысячи баксов. Но стоило взглянуть на раму, и стало понятно, что эта машина, проехав свои 250 тысяч, уже устала. А запчасти - космос.
На самом видном месте прямо у конторы "Баймоторс" стоял гвоздь этого автосалона. "Мерседес купе" за 82 тысячи долларов. Модель этого года. Отмотала 20 тысяч километров. Интересно, где? Посмотрел - в Германии. Ну там дороги хорошие и бензин хоть куда. Машина в полном фарше. Такую в России меньше чем за стольник не найдешь. Но вот цвет. Ярко-салатовый. Для блондинки. Но жена у меня рыжая. С сожалением прошел мимо. Да и денег таких нет.
Приглянулись несколько БМВ. Состояние новых. А пробег под 200 тысяч. Ну и цена 32-37 тысяч.
- Прямо из Германии, - не без гордости сообщил мне сотрудник "Баймоторс". - Берите, у вас в Москве за такую цену только барахло после аварий. Если что, свяжусь с владельцем, он сделает вкусную скидку. У нас в основном москвичи и покупают. Доллар-то у вас опустился ниже плинтуса.
- Что есть, то есть.
Подошел старичок. Он с заговорщицким видом прошептал:
- Есть "Пежо" 5008. В очень достойном состоянии. Пробег 220 тысяч. Отдаю за 15. Весь фарш. Останетесь довольны.
- А где машина?
- В пути из Германии. Завтра привезут.
- Вот завтра и поговорим.
Кстати, загнать на комиссионную продажу свою машину можно абсолютно бесплатно. Комиссию платит покупатель. Она включена в цену. И весь торг идет непосредственно с продавцом из его прибыли.
Напоследок я остановился у "КИА Спортейдж" 1997 года. Что с ним сделало время! Крылья крошились, рама ржавая. Но гордый владелец за это барахло просил аж 3 тысячи долларов. Взгрустнул. Дорога джипику отсюда прямо на свалку.
...Автосалон встретил меня развевающимися флагами, широкими витринами, девушками в мини-юбках и блеском китайской продукции. Самый ходовой товар - паркетник "Джили Тугелла". Он стоял украшенный гигантским алым бантом на капоте и ценой от 111 600 белорусских рублей. Умножьте на 24 (так меня учили в поезде), и получится 2 678 400 российских рублей. Машина справная. Внутри не пахнет дешевым пластиком. Научились. Рядом стоял электромобиль "Геометри". Копия "Теслы". Даже дверные ручки выдвигаются. И цена всего на сто тысяч наших повыше. Правда, до Москвы на одной зарядке не доедет - запас хода 450 километров. Придется заказывать автовоз. Глаза мои загорелись. Но их потушила красавица-продавец.
- Россиянам мы машины не продаем.
- Как это?
- Таковы правила нашего салона. Вы можете найти белорусского гражданина. Он купит, потом через комиссионный отдел переоформит машину на вас.
- А где мне его найти?
- Ну уж не знаю. На улице...
Через огромную витрину мне уже махали белорусы, которые были не прочь заработать на сомнительной сделке.
- Нет уж, спасибА! - сказал я почти по-белорусски и уехал в другой салон.
Скажу сразу, я нашел неплохой вариант. В другом салоне не стали меня гнобить российским паспортом и честно рассказали, как дешевле купить машину. Причем официально. Надо перевести с моего московского счета рубли прямо на счет автосалона. Конвертация идет по курсу доллара. То есть в Беларусь приходят доллары, и здесь они пересчитываются в белорусские рубли. Показали пример. "Шевроле Кобальт" обойдется в 1 300 000 российских рублей. В Москве он пока еще стоит полтора миллиона. И не надо никого слушать о том, что машины с белорусским ПТС не ставят на учет в Москве. Это выманивание денег из карманов доверчивых автолюбителей.
Но я обещал подумать. Переводишь громадную сумму, а за машиной потом. А вдруг меня не узнают в автосалоне. Риск всегда есть.
...Я уехал без машины. Просто нашел еще более простой способ. Сайт. Самый популярный в Беларуси. Там тысячи машин и телефоны продавцов. За неделю просвечу его и поеду опять в Минск. Что-нибудь обязательно найду. Тем более что знакомый купил на нем "Рено Сценик" за 21 тысячу долларов. У нас он стоит 35.