Корреспондент "РГ" побывала в гостях у семьи и узнала, как им удалось выиграть схватку с нашими упрямыми бюрократами.
- Телефон несколько дней буквально разрывался, - признается Наталья Стручалина. - Все наши друзья-инвалиды, а у нас их много, радовались. Говорили: "Ну, после вашей победы теперь и нам не страшно за свои права побороться!" Ведь в такой ситуации, как мы, сейчас находятся сотни, если не тысячи людей в инвалидных колясках. И далеко не у всех хватает сил и храбрости доказывать, что они - такие же люди и достойны нормального отношения к себе.
Сами Стручалины до недавних пор затворниками себя не считали. Наталья, еще в детстве переболев полиомиелитом, могла ходить, хоть и на костылях. Александр в юности нарвался на отморозка, ударившего его в спину ножом. Лезвие повредило спинной мозг, пришлось сесть в инвалидную коляску. Однако мужчина продолжал работать, а в лихие 90е, как и многие другие, работал таксистом. Машину водит до сих пор - благо живет на первом этаже, а площадку с дверью подъезда соединяет деревянный пандус. Обычно он закреплен около перил, но благодаря сильным рукам разложить приспособление и съехать вниз - не проблема.
С Натальей Александр познакомился уже в зрелом возрасте.
- На мое 45летие Наташа по просьбе общих друзей позвонила - поздравить. С этого звонка все у нас и началось. Вот уже 22 года мы вместе с моей любовью, - улыбается он.
До последнего времени пара вела активный образ жизни. Ездили за 200 с лишним верст в Красноярск и обратно, в гости к знакомым, посещали рынки и магазины, дышали свежим воздухом во время загородных прогулок. Но, признаются пенсионеры, с каждым годом чувствовать себя нормальными людьми становится все сложнее.
- У Наташи начались осложнения. С 2017 года на костылях она ходить больше не смогла, пришлось пересесть в коляску. А у меня с возрастом сила уже не та, чтобы в подъезде пандус раскладывать. Да и угол наклона у него больно крутой - мне страшно за жену, ведь если что, подстраховать я ее не смогу, - говорит мужчина.
Примерно в то же время на весь Красноярский край прогремела история Александра Ткачева, общественника и инвалида, который взял да и устроил собственными силами в своей квартире специальный "лифт": расширил окно в кухне до полноценного проема, установил там специальную платформу, которая спускает его коляску прямо на землю. Или, наоборот, поднимает наверх, домой. "РГ" уже писала об этом удивительном человеке, полном энергии и желания помогать окружающим ("РГ-Неделя" от 12.07.2018 г. "Не привыкайте к затворничеству").
"А почему бы нам не сделать так же?" - задумались Стручалины. Подали заявку в администрацию Канска, в ответ - тишина. Приехали на прием к власти в мэрию лично, но оказалось, чиновники обитают на верхних этажах, а пандуса туда нет. "Что же, глава города к вам лично спускаться должен? Еще не хватало! Езжайте домой", - замахала руками охрана.
- Тогда мы с мужем сели и внимательно перечитали Постановление Правительства РФ от 9 июля 2016 года № 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов", - рассказывает Наталья. - Там четко сказано, что муниципальный орган должен собрать комиссию, члены которой обследуют жилое помещение, где проживает инвалид, и ищут наилучший способ решения проблемы. Но даже в этом чиновники нам отказали. Дескать, дом старый, панельный, никакие изменения в несущих конструкциях и устройство там проемов не допускаются. Что, конечно, удивительно, особенно если учесть, с какой быстротой те же самые чиновники выдают разрешение на открытие на первых этажах "панелек" ломбардов, пивнушек и прочих торговых и увеселительных учреждений…
К счастью, помогла прокуратура, куда Стручалины, уже отчаявшись добиться справедливости, написали жалобу на местные власти. Именно надзорный орган инициировал судебный иск, по итогам которого мэрия была всетаки вынуждена заняться проблемой семейной пары.
Однако даже после судебного разбирательства власти Канска тянули с исполнением обязательств как могли. Например, по их расчетам, общая стоимость заказанного проекта превысила три миллиона рублей, что якобы сделало его экономически нецелесообразным. "Нам проще выделить вам другое жилье", - заявили Стручалиным.
- А зачем нам переезжать? - горячится Александр. - Нет, если бы это был новый дом с удобным пандусом, какие теперь строят, например, в Красноярске, - то не вопрос. Но ведь в Канске за все постсоветские годы не возводилось практически никакого жилья, а менять одну жизнь взаперти на другую точно такую же смысла нет. К тому же рядом с этим домом у нас гараж, неподалеку открыли магазин с удобным заездом. Да и в квартире все оборудовано под наши нужды: чтобы и коляска проезжала, и в ванну можно было пересесть с помощью специальных поручней… В общем, переезжать отказались наотрез. И ведь просили мы совсем немного: сделать вместо кухонного окна проем, забетонировать внизу ровную площадку и построить сверху навес от непогоды. Расходы на покупку электрического подъемника готовы взять на себя…
Суд встал на сторону инвалидов, обязав администрацию города обеспечить Наталье и Александру беспрепятственный въезд в их жилье. За исполнением проследит надзорный орган. В противном случае спрятавшимся за бумажками от людских проблем бюрократам грозит немалый штраф - или даже уголовное дело.
Как говорят Стручалины, с момента первого обращения к властям и до решения суда прошло целых полтора года. Это был трудный путь.
- Глядите, сколько макулатуры за это время собрали! - пенсионеры показывают портфель, битком набитый разного рода отписками и запретами. Кстати, есть среди бумаг и коллективное согласие жильцов дома - все они единогласно поддержали решение своих соседей установить подъемник. На общем собрании ни одного голоса против не прозвучало. Так что работы должны начаться весной, с приходом теплой погоды.
- Вот так мы и оказались "первопроходцами" в таком сложном и важном деле, - говорят Наталья и Александр. - Надеемся, что создали прецедент и теперь другие инвалиды будут активнее бороться, отстаивая свое право на достойную жизнь!
Артем Авдеев, канский межрайонный прокурор, старший советник юстиции:
- Мы провели проверку по обращению семьи Стручалиных. По результатам проверки начальник отдела капитального строительства УС и ЖКХ администрации Канска привлечен к дисциплинарной ответственности. А также нами был направлен в суд иск с требованием возложить на администрацию города обязанность обеспечить супружеской паре беспрепятственный доступ к занимаемому жилому помещению путем проведения работ по реконструкции многоквартирного жилого дома, установке вертикального металлического подъемника и благоустройства прилегающей территории.
Александр Ткачев, инвалид-колясочник, руководитель Красноярской краевой общественной организации инвалидов и ветеранов правоохранительных органов и вооруженных сил:
- После того как я установил в своей квартире подъемник и вышел, можно сказать, на свободу, пришло осознание: никто не расскажет обществу о проблемах инвалидов, об их нуждах и чаяниях лучше, чем они сами. А значит, нельзя прятаться ото всех в запертой наглухо квартире. Наоборот - нужно выходить и стучать в другие двери, стучать изо всех сил. Очень рад, что ситуация с Натальей и Александром Стручалиными разрешилась благополучно. Это редчайший случай. Несмотря на то, что везде говорится об открытой городской среде, власти до сих пор всеми способами "волокитят" установку подъемников для людей с ограниченными возможностями здоровья. Да что там, даже нормальный пандус инвалиду выбить - это огромный труд! В результате в одном только Красноярске в своих квартирах заперты не менее тысячи человек - активных, желающих принимать участие в жизни города. Они желают, но не могут. А ведь есть еще те инвалиды, что поставили на себе крест и совсем опустили руки…