Как пояснили в правительстве области, на названные цели будут направлены 834 миллиона рублей, из которых 582 миллиона - средства Фонда содействия реформированию ЖКХ, 163 - собственные средства концессионера и 89 миллионов - кредит. На эти деньги в Ростове должны быть отремонтированы 17 километров теплосетей, построено пять километров сетей, а также модернизированы шесть и возведены три новые котельные.
- Концессионер обязуется за свой счет с привлечением заемных средств Фонда содействия реформированию ЖКХ и кредитных средств обеспечить проектирование, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов, а также осуществлять производство, передачу и распределение тепловой энергии и горячего водоснабжения на территории городского поселения Ростов. При этом имущество в течение срока соглашения - до 31 декабря 2052 года - будет находиться в муниципальной собственности, а концессионеру лишь передаются права на пользование им, - рассказал директор регионального департамента ЖКХ Алексей Рябченков.
По его словам, система отопления в Ростове сейчас изношена на 80 процентов. Котельные в городе построены в начале прошлого века. Кроме того, из-за частой смены эксплуатирующих организаций капитальный ремонт сетей не проводился десятки лет, меняли только самые изношенные участки. То есть дальше тянуть с ремонтом и модернизацией нельзя.
- С 80 процентов износа, которые есть на сегодняшний день на этих объектах, мы перейдем к нулевому износу. КПД поднимется с нынешних 72 процентов до 92. Уйдут затраты на ремонт объектов. Планируется, что в результате концессии экономия средств областного бюджета за 2022-2051 годы составит более одного миллиарда рублей. Кроме того, основные мероприятия в рамках концессии будут выполнены уже в течение следующего года, - заверил глава департамента ЖКХ.
Несмотря на столь оптимистичный прогноз, через областную думу законопроект о концессии проходил с трудом, потому что в октябре 2019 года аналогичное концессионное соглашение "весом" в 984 миллиона рублей было заключено в Рыбинске, но удовлетворения оно пока никому не принесло. В апреле-2022 городские власти прямо заявляли, что их не устраивает "характер деятельности" концессионера, который своих обязательств не выполняет.
- Я боюсь повторения в Ростове того, что происходит в Рыбинске. Было плохо, а стало еще хуже, - оценила нынешнюю ситуацию во втором по численности населения городе региона председатель думского комитета по соцполитике Лариса Ушакова.
Однако представители исполнительной власти подчеркнули, что ростовская концессия не копирует рыбинскую, а значит, и эффект таким не будет.
- Основное отличие этой концессии в том, что модернизация всего имущества произойдет уже на первом этапе, в первые годы. Затем - только эксплуатация нового имущества, новых сетей. Очевидно, что ростовцы получат надежную систему теплоснабжения, - не сомневается Алексей Рябченков.
Первый заместитель главы администрации Ростовского района Ахмед Хадзиев признался, что район уже несколько лет идет к заключению такого соглашения и, если планы осуществятся, можно будет забыть о проблемах в теплоснабжении Ростова лет на 50. И, как следствие, - не ковырять свежеуложенные асфальт или плитку, если где-то вдруг прорвет трубу, что для города, где инвесторы намерены реализовать очень дорогой проект "Ростов Великий - духовный центр России", тоже немаловажно.
- Настало время, когда необходимо срочно провести глобальную модернизацию всей системы теплоснабжения города. Наши партнеры, которые сегодня изъявили желание выступить концессионером, внушают нам доверие, поскольку у них уже есть опыт проведения концессии в другом регионе, - озвучил причину своей уверенности Ахмед Хадзиев. - Мы туда направляли человека и видим, что работа там действительно ведется. Кроме того, в Ростов в ближайшие два года через банк БРИКС будут вложены довольно большие средства, которые позволят нам провести благоустройство. Так вот, основные работы по модернизации теплоснабжения как раз будут проходить на въездной улице со стороны Ярославля. Нам там нужно переложить все сети, и хотелось бы все это синхронизировать: то есть сначала концессионер поменяет трубы, и только после этого будут выполняться работы по благоустройству.
Со слов Ахмеда Хадзиева, в случае, если по каким-то причинам работа будет сорвана, вложенные деньги Фонда ЖКХ будет возвращать компания "Каскад-Энергосбыт" ("ЯрТеплоЭнерго" - ее "дочка").
- Есть риски? Конечно, есть, - не стал скрывать председатель думского комитета по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству Илья Осипов. - Связанные в том числе с тем, как будет развиваться экономическая ситуация в стране в целом. Но есть также риск, например, остаться без отопления зимой, с бесконечно растущим тарифом и, наоборот, возможность что-то изменить. Все это проанализировали районные власти, правительство области, губернатор. И мы стоим перед выбором: мы даем шанс, либо говорим: "Нет, нас устраивает все, как было". Тех, кто был на аварии два года назад, когда полгорода зимой осталось без отопления, ситуация "как было" не устраивает. Надо двигаться вперед. Поэтому призываю поддержать данное соглашение и помогать Ростову следить за его исполнением.
Проект закона облдума в итоге поддержала.
- Депутаты более чем подробно рассмотрели этот вопрос. Пытались разобраться, насколько будет эффективным этот механизм, какие есть риски и так далее. Связано это с тем, что есть примеры не слишком удачной реализации подобного рода соглашений, - подвел итог председатель облдумы Михаил Боровицкий. - Судя по представленным документам, основываясь на всей полученной информации, коллеги согласились, что это концессионное соглашение выгодно отличается от других и есть надежда, что оно будет в полном объеме реализовано.
При этом парламентарии договорились, что профильный комитет думы будет ежегодно оценивать ход реализации соглашения, выезжая на место, чтобы держать процесс под контролем.
Тем временем
Состоялась передача в концессию трех подземных переходов в Воронеже: на улицах Ворошилова, Димитрова и Плехановской. Как уже рассказывала "РГ", инициатива обновления тоннелей принадлежит предпринимателю Эдуарду Толоконникову, который уже имеет опыт подобной работы: в рамках концессионного соглашения парк "Дельфин", расположенный на левом берегу Воронежского водохранилища, превратился из заброшенной территории в обустроенное комфортное пространство, ставшее одним из излюбленных мест отдыха горожан. Обновление ждет и подземные переходы, которые представляют собой сегодня довольно печальное зрелище. "Инвестор готов вложить в благоустройство более двух десятков миллионов рублей, для того чтобы сделать зоны не только современными, чистыми и комфортными, но и реализовать концепцию их культурно-просветительского оформления в стиле "Подземки", - сообщили в мэрии. - Она предлагает размещение значимых исторических, научных и информационно-туристических сведений, а также формирование выставочного арт-пространства". По словам самого концессионера, концепция преображения переходов прорабатывалась еще до официального подписания необходимых документов - в частности, на воркшопе с участием городских активистов. "Теперь же, когда статус проекта приобретает легитимность, мы расширим нашу активность в организации соучаствующего проектирования: еще раз проработаем цели развития переходов, выявим новые смыслы, потребности людей, поищем пути повышения эффективности этого проекта", - пояснил Толоконников.