10.11.2022 06:00
Поделиться

Технологии Китая в сфере строительства высокоскоростных железных дорог экспортируются в более чем 100 стран

В последние годы Китай постоянно увеличивает масштабы инвестиционного строительства в сферу транспортных сетей. В 2013-2021 гг. суммарный объем инвестиций в эту отрасль превысил 27 триллионов юаней, ежегодные инвестиции в основной капитал в сферу железнодорожного транспорта составили 700-800 миллиардов юаней.
Поезд "Фусин" идет по высокоскоростной железнодорожной магистрали "Пекин - Чжанцзякоу". 7 ноября 2021 г.
Поезд "Фусин" идет по высокоскоростной железнодорожной магистрали "Пекин - Чжанцзякоу". 7 ноября 2021 г. / Лю Шуайчжи / Getty Images

Стремительно развивающиеся транспортные артерии китайских железных дорог не только позволили огромной массе людей намного активнее путешествовать. Модернизация транспортной сети позитивно влияет на развитие городского строительства, содействует социально-экономическому развитию страны.

За столетие китайские железные дороги как отрасль прошли огромный путь развития, начавшись практически с нуля до внедрения современных отечественных разработок в сферу высокоскоростных железнодорожных магистралей. В 1909 году в Китае была открыта первая в стране железнодорожная ветка "Пекин - Чжанцзякоу". Скорость движения по ней составляла всего 35 км/час. Столетие спустя, в 2019 году, была введена в эксплуатацию высокоскоростная магистраль "Пекин - Чжанцзякоу". Состав по ней мчится со скоростью до 350 км/час. Это первая в мире скоростная железнодорожная магистраль с независимым, автономным управлением.

Китай совершил прорыв в транспортной отрасли и занимает одно из первых мест в мире по уровню технологического развития. В 2006 году состоялся ввод в эксплуатацию самой высокогорной в мире Цинхай-Тибетской железной дороги. Ее протяженность - 1956 км. В 2012 г. была открыта высокоскоростная железная дорога "Харбин - Далянь", ставшая первой в мире высокоскоростной магистралью, построенной в зоне холодного климата. В 2019 году была введена в эксплуатацию промышленная железнодорожная ветка "Хаолэбаоцзи - Цзиань" протяженностью 1837 км. Согласно проекту, ежегодная пропускная способность этой ветки составляет 200 миллионов тонн.

В настоящее время максимальная скорость движения по высокоскоростным железным дорогам Китая составляет 350 км/час. По этому показателю Китай занимает первое место в мире. Однако в последующие годы цель Китая - достичь скорости 400 км/час. В апреле этого года в ходе испытаний была зафиксирована скорость 435 км/час, ставшая мировым рекордом. В прошлом году в г. Циндао сошел с конвейера поезд на магнитной подушке, способный развивать скорость до 600 км/час. Маглев стал первым поездом такого типа в мире, самым скоростным наземным средством сообщения на данный момент.

Китай построил самую большую в мире железнодорожную сеть с наивысшим уровнем модернизации. В 2021 году общая протяженность введенных в эксплуатацию китайских железных дорог превысила 150 тысяч км, более 40 тысяч из них высокоскоростные. И по этому показателю Китай стабильно занимает первое место в мире. Железные дороги охватывают 81 процент уездов страны. Высокоскоростные железные дороги связывают более 93 процентов городов, население каждого из которых более 500 тысяч человек. Строительство сети высокоскоростных железнодорожных магистралей "четыре вертикали и четыре горизонтали" было завершено досрочно, а сеть железнодорожных магистралей "восемь вертикалей и восемь горизонталей" уплотнит транспортную сеть из высокоскоростных железных дорог.

Разветвленная железнодорожная сеть позволила значительно увеличить пропускную способность. В 2021 году объем внутренних грузоперевозок составил 4,774 миллиарда тонн, из них 80 процентов пришлось на долю каменного угля, продовольствия, нефти и других ключевых грузов, обеспечивающих развитие национальной экономики и рост благосостояния граждан. Популярность сервиса быстрой доставки обеспечивают высокоскоростные железнодорожные магистрали, транспортировка по "холодовой цепи", контейнерные перевозки и другие способы перевозки товаров. Все вместе входит в высокоэффективную систему логистического обслуживания. Железнодорожные артерии страны служат сегодня развитию городов и поселков, близ них сосредоточены крупные объекты промышленности. Транспортная сеть помогает "старым революционным базам", через нее снабжаются места проживания национальных меньшинств и приграничные районы. Это позволило многим людям избавиться от бедности, строить и укреплять "общество средней зажиточности".

Быстрые и комфортные скоростные поезда предоставляют все условия для путешествий, делают возможной "жизнь на два города", облегчают однодневные деловые поездки. Китай из окна скоростного поезда - это неплохая иллюстрация сегодняшнего дня. Но обычные поезда не ушли в небытие. Они по-прежнему курсируют по обширной территории Китая, становясь недорогой альтернативой для тех, кто живет в горных или отдаленных районах.

Наряду с обслуживанием рядовых граждан и вкладом в экономическое строительство транспортная отрасль страны расширяет международное сотрудничество, участвует в разработке международных стандартов. Одна за другой вводятся в эксплуатацию железные дороги, в строительстве которых принимает участие Китай: железнодорожная линия Китай - Лаос, отрезок Беро (железнодорожная магистраль Венгрия - Сербия), Аддис - Абеба - Джибути, Момбаса - Найроби. В настоящее время идет реализация пилотного проекта - строительство высокоскоростной магистрали Джакарта - Бандунг

Технологическое оборудование китайских железных дорог экспортируется в более чем 100 стран. Так, реализуется стратегия "выхода вовне" с полной производственной цепочкой. На иностранных языках опубликовано более 150 технических стандартов китайских железных дорог. Функционирующий в течение 11 лет железнодорожный экспресс "Китай - Европа" - это сегодня 82 маршрута, соединяющие 200 городов 24 европейских стран. Сеть транспортного обслуживания покрывает территорию всей Европы. За 8 месяцев текущего года было отправлено 10 622 состава в рамках проекта грузоперевозок "Китай - Европа". Это обеспечивает стабильность международных логистических цепочек и остается важным фактором, способствующим экономическому развитию регионов.

Ожидается, что пробная эксплуатация на железнодорожной линии от столицы Джакарты до Бандунга пройдет в ноябре 2022 г. Фото: EPA

В последние годы Китай принимал участие в составлении и пересмотре технологических стандартов для высокоскоростных железнодорожных магистралей. Международный союз железных дорог опубликовал "Стандарты для основных объектов инфраструктуры высокоскоростных железных дорог" и "Стандарты проектирования электроснабжения для высокоскоростных железных дорог". Работу по составлению этих стандартов возглавлял Китай. Упомянутые два документа стали первыми в соответствующей сфере, они отражают опыт и возможности Китая в международном строительстве высокоскоростных железнодорожных магистралей.