Несчетное количество арт-кластеров и галерей создает ложное впечатление, что современное искусство буйно цветет
Мы находимся в уникальной ситуации, когда мастера получили шанс отражать эпоху без скандала
Из архива Евгения Гриневича
В Третьяковской галерее отменили очередное биеннале современного искусства. И несостоявшаяся выставка скажет о состоянии современного российского искусства больше, чем ненаписанные пресс-релизы по итогам.

Современное искусство в России можно сравнить с "Макдональдсом", который принято называть рестораном, но на самом деле речь о простой забегаловке с быстрой и бюджетной едой. Вот и арт-сфера в нашей стране сейчас напоминает фастфуд. Но очень дорогой, и потому не востребованный обществом.

Объясню, почему это так.

Во-первых, несчетное количество музеев, арт-кластеров и частных галерей в одной только Москве создают превратное впечатление, что современное искусство в нашей стране цветет буйным цветом. Ежедневно в Москве открывается несколько выставок, но все произведения там представлены в основном интерьерными решениями. Эти арт-объекты приобретаются для украшения домов или офисов, но их цена не сравнится со стоимостью работ, например, Герхарда Рихтера. И как бы мы ни романтизировали свою арт-отрасль, набивая ей цену, искусство спокон веков сопряжено с рынком перепродажи предметов этого самого искусства. Грубо говоря, с розничной торговлей. Гравюры великих немцев и голландцев, знаете ли, копировались и продавались. Литография, гравюры - это в принципе про копии.

Во-вторых, на Западе современное искусство существует и процветает потому, что состоятельные россияне в первых рядах вкладываются в свои зарубежные резиденции. Наши олигархи с осторожностью покупают русское искусство для своих домов на Рублевке, но с удовольствием вкладываются в заграничные виллы. И не потому, что ненавидят все русское, а только из-за невозможности предугадать, вырастет ли в цене работа соотечественника через несколько лет или так и останется симпатичным декором. Предугадать нельзя, потому что нет вторичного рынка, о котором сказано выше. Чистая, незамутненная логика бизнеса.

Почему эта логика не работает в России? Увы, многим художникам не хватает дисциплины и трезвой оценки самих себя. "Я - художник, я так вижу" - эта формула не работает. Большинство из них не понимает, что нужно обобщенному отечественному заказчику, живут вне времени и общества. Но и Тициан, и Да Винчи, и многие другие гении работали на заказ. У нас же нет диалога между художником и покупателем.

С другой стороны, некоторые современные художники, подобно поп-группам 90-х - это исключительно продюсерские проекты, плоды активных пиар-кампаний. Некоторые из них даже поют под фонограмму, выдавая чужие работы за свои. Вот только можно ли это назвать искусством? Это фастфуд, с которого я начал.

Сейчас мы находимся в уникальной ситуации, когда мастера получили шанс отражать эпоху без скандала, уйти из маргинального забытья. Не нужно лезть в политику, не нужно прибивать мошонку к брусчатке Красной площади, чтобы доказать, что ты художник и летописец. Искусство призвано запечатлевать во времени красоту, гармонию, добро и здоровые человеческие ценности. Эти работы будут востребованы и останутся в истории. И да - обретут свои копии и масс-маркет, который был у великих голландцев.

Евгений Гриневич
художник
Поделиться