издается с 1879Купить журнал

Две Сталинградки. Удивительная история о дочерней памяти и фронтовом братстве никогда не воевавших женщин

98-летняя волгоградка Евдокия Косарева получила письмо от незнакомой женщины из Курганской области. Оказалось, 87-летняя Валентина Кошкарова выписывает журнал о здоровье, в котором было напечатано письмо Евдокии Петровны с адресом автора: волгоградский поселок Горная Поляна. Место, где погиб и где похоронен отец курганской читательницы.

Поклон сталинградки. Евдокия Петровна Косарева на мемориале, где похоронен  сельский учитель Сергей Шушарин.

предоставлено ТОС "Высота"

Поклон сталинградки. Евдокия Петровна Косарева на мемориале, где похоронен сельский учитель Сергей Шушарин.

Место, где погиб и где похоронен отец курганской читательницы. Одна пенсионерка попросила другую об услуге: навестить могилу папы Сергея Ефремовича Шушарина. Здоровье не позволяет самой съездить в Волгоград. И та откликнулась...

"Родина" связалась с обеими женщинами, которые не понаслышке знают, что такое война.

Валентина. Вкусное слово "Ягодное"

Последний раз Валя Шушарина видела отца, когда ей было пять лет. В августе 1941 года его призвали в армию.

- Помню, как ведет он меня за руку. Поднимет, поцелует и опять на землю опустит. Только его поцелуи и запомнились, - вздыхает Валентина Сергеевна. - Уже потом выяснила, что погиб он 24 ноября 1942 года под Сталинградом. Когда принесли похоронку, дедушка сказал, что папу убили в селе Ягодное. Хорошо запомнила это название. Слово такое вкусное: Ягодное!

Детям войны было не до вкусностей. Жили на траве и картошке. Счастье, что семья держала корову, - без нее бы не выстояли. Когда пришло время идти в первый класс, девочку отправили в другую деревню, поселили у чужих людей - только на выходные возвращалась домой. Поэтому бабушка снаряжала на неделю вперед: бидон молока и лепешки из муки с картофелем. Кокшарова до сих пор удивляется, как ответственно несмышленая школьница подходила к распределению продуктового набора. Есть хотелось всегда, но растягивала паек на всю неделю. Зимой молоко ей отдавали в замороженном виде, а вот осенью и весной оно через несколько дней скисало. Валентина Сергеевна морщится, вспоминая зловоние из посудины. Но выбора не было. Когда стала взрослой, бидонов в хозяйстве никогда не держала...

Не легче в военную годину пришлось и ее волгоградскому адресату.

Поклон сталинградки. Евдокия Петровна Косарева на мемориале, где похоронен сельский учитель Сергей Шушарин. Фото: предоставлено ТОС "Высота"

Евдокия. Три месяца ада

- Мой папа пропал без вести в Ростовской области, - рассказывает Евдокия Косарева. - Уходя, сказал: "Дочка, ты старшая. Не бросай бабушку с дедушкой". Мне ведь к началу войны было уже 17. В классе 18 мальчишек и две девчонки. Парни ушли на фронт, а одноклассница вышла замуж и уехала. Осталась одна я. Работала с утра до ночи: пашня, козы, овцы... А летом 1942 года пришли немцы.

Три месяца село Плодовитое (Малодербетовский район Калмыкии) было под оккупацией. От захватчиков девушку прятали в погребе. Спала на кадушке с зерном. Если приходилось выбираться наверх, то только в лохмотьях и лицо измазано сажей. Но в калмыцких степях было слышно, как гремит Сталинград. И в ноябре через село побежали закутанные в тряпье румыны. По-русски жаловались женщинам, показывая семейные фотографии: "Матка, матка, посмотри. Это моя жена, это дети. Мы не хотим войны. Гитлер капут!"

Когда в Плодовитом расквартировали наших раненых, Дуся стала медсестрой. Одному бойцу, которого выходила, подарила валенок и рукавицу - у него были прострелены нога и рука. Потом получила письмо с фронта: "Здоров. Но твои подарки везде вожу с собой".

Надо ли говорить, что она ничуть не удивилась просьбе незнакомки. Люди военного поколения и без слов понимают друг друга.

"Как в пропасть шагнул из окопа..." Фото: ТАСС

Дочкины цветы

Конечно, самой было не добраться до братских могил, но помогли в районной администрации, выделили машину. Евдокия Петровна нарвала в огороде цветов и отправилась на мемориал. Постояла у гранитных плит. Помолчала. Поклонилась, как просила дочка, 29-летнему сельскому учителю Сергею Шушарину.

И всем, кто отстоял Сталинград.

Волгоград - Верхняя Теча

Фото предоставлено ТОС "Высота"