Почему костромской древесиной торгует Казахстан

В очень непростой ситуации оказались сегодня деревообрабатывающие предприятия, расположенные в Северо-Западном округе, на севере и северо-востоке ЦФО, поскольку они традиционно были ориентированы на рынок Европы. Из-за санкционного давления, сделавшего невозможным ввоз в Евросоюз продукции российских лесопереработчиков, последним пришлось искать новые рынки сбыта, в частности в Азии. Однако из-за недостатка логистических мощностей и их дороговизны в этом направлении пока удается отгружать лишь небольшую долю произведенных материалов. При этом емкость внутреннего рынка слишком мала для стабильной работы отрасли.
Потребность в российской лесоперерабатывающей промышленности никуда не исчезла.
Потребность в российской лесоперерабатывающей промышленности никуда не исчезла. / Владимир Смирнов/ТАСС

Проблемы логистики

По данным российского агентства WhatWood, специализирующегося на лесопромышленной аналитике, отечественный рынок лесопромышленного комплекса (ЛПК) продолжает попытки адаптироваться к внешнеторговым и финансовым ограничениям, но процесс это небыстрый.

"Существенная доля деревообрабатывающих компаний до сих пор не нашла возможности изменить географию поставок своей продукции, найти новых поставщиков и решить логистические проблемы. Большинство предприятий по механической деревообработке продолжают работать на сниженной загрузке. Среднеотраслевая загрузка мощностей предприятий в октябре составляла 30-40 процентов", - сообщают аналитики.

- Европейский рынок от нас отгородился, но потребность в нашей продукции там не исчезла, - поясняет президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров Костромской области Андрей Смирнов. - Более того, цены на нее там растут. Поэтому на глобальном рынке самыми лесоторгующими странами сегодня стали Казахстан и Турция.

Однако, по мнению Андрея Смирнова, сказать, что вся древесина пошла в названные страны, - сильно погрешить против истины. Потому что существующая в этих направлениях логистика способна переварить относительно небольшие объемы продукции, несравнимые с теми, что шли на Запад.

Загрузка мощностей предприятий отрасли в октябре составляла 30-40 процентов

- Все наши проблемы - это проблемы логистики, - считает эксперт. - Отсутствие погранпереходов, транспортных мощностей - нужного количества железнодорожного, водного, автомобильного транспорта. На одном или двух паромах из портов Новороссийск или Кавказ трудно перевезти тот объем, который шел эшелонами и фурами из регионов СЗФО и ЦФО в Европу. Логистика не подготовлена и не развита на новых направлениях. Но у нас есть варианты работы, в частности водным транспортом в ту же Турцию, минуя Болгарию, Румынию, Украину. Есть варианты работы через Среднюю Азию. Их надо сейчас просто отработать. Да, возможно, придется потратиться на дооснащение, дозакупку мощностей, в том числе и транспортных. Но это все решаемо. Видение есть, меры принимаются.

Не резиновый внутренний рынок

В Костромской области, где, по данным Национальной ассоциации лесопромышленников "Русский лес", 73,4 процента всей территории заняты лесами, отрасль ЛПК представляют около 700 компаний и 800 индивидуальных предпринимателей, приносящих значительную долю налогов в региональный бюджет и дающих работу немалому числу костромичей. Меньше полугода назад фанеру, в том числе большеформатную, размером 3,3 на четыре метра, начало выпускать новое крупное предприятие - якорный резидент ТОСЭР "Галич". В его строительство группа компаний "Сегежа" вложила более 13 миллиардов рублей. Планировалось, что к концу года загрузка комбината достигнет 60 процентов, а в первом квартале 2023 года - 100 процентов. Но в эти планы санкционная ситуация, вероятно, внесет коррективы. Несмотря на то что здесь тоже переориентировались на Азию и уже заключили договоры с клиентами из Турции, Индии и Китая. А главное - в России такую большеформатную фанеру никто больше не производит.

Этот продукт, безусловно, найдет своего потребителя, в том числе в России, но в целом, сетуют представители отрасли, отечественный рынок способен сейчас поглотить очень небольшой процент древесины глубокой и не очень переработки.

- Даже если каждому россиянину, начиная от новорожденных и заканчивая древними стариками, выдать по кубометру лесоматериалов, все равно получится реализовать не больше 15 процентов производимых в стране объемов, - прикинул один из экспертов.

Сейчас же, отмечают лесопереработчики, ситуация осложняется тем, что отечественные потребители конечного продукта взяли паузу и предпочитают тратить деньги на более насущные нужды, а не на строительство. Хотя время самое подходящее, поскольку цены на древесину просто обрушились.

- Для нас главная сейчас проблема - снижение покупательской способности населения, - рассказывает руководитель тверского предприятия "Лесобаза" Андрей Сергуненко. - Люди не видят стабильности, выжидают, не хотят тратить деньги на стройку, хотя раньше спрос на деревянные стройматериалы был практически круглый год. Причем древесины стало больше, поскольку на внутренний рынок теперь работают те, кто раньше поставлял продукцию на экспорт, цены упали, а спроса все равно нет. Если в прошлом году кубометр обрезной доски стоил 19 тысяч рублей, то сегодня - 11 тысяч. Но ее реализация практически остановилась.

Цены упали, но покупатель не пришел

Его коллега из Оленинского района Тверской области Павел Дадакин, собственник компании "Мостлес", тоже рассказывает о замершем рынке и останавливающихся производствах.

- Все наши крупные предприятия, которым мы поставляем фанерное сырье, испытывают трудности, а экспорта теперь нет. Кроме того, прекратил работу крупнейший потребитель фанерного сырья со всей европейской части России - финский фанерный завод UPM в Новгородской области, - объясняет предприниматель. - И теперь вот прикиньте: в расчетной лесосеке у лесозаготовителя только 30 процентов хвойных деревьев, которые пойдут на стройматериалы, а все остальное: березу, осину и прочее - девать стало просто некуда. То есть мы вынуждены были сократить объемы до минимума: если у нас расчетная лесосека - 100 тысяч кубометров в год, то сейчас мы рубим всего 10. При этом цены упали близко к себестоимости: если пиловочник (бревна. - Прим. ред.) прошлой зимой стоил примерно 8,5 тысячи за куб, то сейчас он и по четыре никому не нужен. Те организации, которые занимаются только лесозаготовкой, без переработки, все практически остановились - им некуда деть этот лес.

До сокращения работников, говорит бизнесмен, у него в компании дело пока не дошло, тем более что на предприятии многие процессы механизированы, но что будет дальше - неизвестно. До Китая, рассуждает он, слишком далеко, если менять рынки сбыта. Тем более что в Китай экспортируют древесину Сибирь и Дальний Восток - серьезные конкуренты.

- Безусловно, санкции затронули полностью этот сектор - начиная от самых маленьких наших производителей, которые работают на пилорамах в сельской местности, и заканчивая крупными заводами. Самое большое падение с точки зрения экономики произошло именно в лесопереработке, потому что внутренний рынок не имеет возможности поглотить всю выпускаемую продукцию, - говорит руководитель Союза лесопереработчиков Ярославской области Владимир Смирнов.

С его слов, в отрасли деревообработки фанера - основной экспортный потенциал региона. При том что в Ярославской области предприятия не такие крупные, как, допустим, в соседней Костромской. К сожалению, на самих этих комбинатах на контакт с корреспондентом не пошли, но меньше года назад, накануне введения Россией запрета на вывоз за рубеж необработанной и грубо обработанной древесины хвойных и ценных лиственных пород (с 1 января 2022 года), здесь были настроены очень оптимистично. От того, внутреннего, запрета Россия и отечественные лесопереработчики только выигрывали, потому что из страны на экспорт должен был оправляться не банальный кругляк, а продукт деревообработки с более высокой добавленной стоимостью. Впрочем, большинство представителей отрасли живут надеждой, что так оно в итоге и будет.

Поехали в Астану

Власти регионов, к слову, активно подключаются к решению проблем экспортно ориентированных компаний ЛПК. К примеру, департамент инвестиций, промышленности и внешнеэкономической деятельности и Центр экспорта Ярославской области помогают им переориентироваться на рынки дружественных стран через участие в международных бизнес-миссиях, переговорах, выставках, где компании презентуют свои возможности зарубежным потребителям и ищут партнеров. Этот комплекс механизмов, объясняют в департаменте, предусмотрен национальными проектами "Международная кооперация и экспорт" и "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".

Так, компания "Парижская коммуна" участвовала в бизнес-миссии в Турцию, представляла свои возможности на профильной выставке AstanaBuild, ее представители обучаются по акселерационной программе Сколково "Экспортеры 2.0". Кроме того, компания размещена на отраслевом маркетплейсе Fordaq.

Компания "ЯрФанера" тоже размещена на маркетплейсах, в том числе на профильном "Лесном ресурсе". Она участвовала в отраслевых выставках BakuBuild и AstanaBuild и по итогам заключила с казахскими партнерами контракт на один миллион долларов.

- Но надо понимать, что жизненный цикл экспортного проекта обычно не быстрый, поэтому эффект мы сможем увидеть через несколько месяцев, - подчеркивают в департаменте инвестиций и ВЭД.

Костромской центр поддержки экспорта тоже помогает лесопереработчикам в поиске новых рынков сбыта и транспортировке продукции. Здесь подсчитали, что в этом году местным предприятиям ЛПК было оказано более 23 услуг, в числе которых подбор маркетплейсов, помощь в размещении на международных электронных торговых площадках, консультирование по экспортной интернет-торговле.

Кстати

По данным Рослесинфорга, с января по сентябрь 2022 года Китай в сравнении с тем же периодом прошлого года в полтора раза увеличил импорт российской фанеры - до 82,8 тысячи кубометров на сумму 56,2 миллиона долларов. Импорт шпона вырос в 1,9 раза - до 249,6 тысячи (118,8 миллиона долларов). Начиная с мая ежемесячные отгрузки фанеры в Китай превышали 10 тысяч кубометров в месяц и уже в июле достигли пикового уровня - 16,3 тысячи кубов. По мнению директора организации Павла Чащина, рост в первую очередь связан с невозможностью прямых поставок на европейские и американские рынки.

- Российская фанера не имеет конкурентов на мировых рынках, потребности ЕС и США в ней, несмотря на санкции, не снижаются, соответственно Поднебесная выступает своеобразным коридором российской пилопродукции и китайских изделий из отечественных бревен в ЕС и США, - поясняет Павел Чащин.

При этом, отмечают аналитики агентства WhatWood, в октябре цены на китайском рынке пиломатериалов достигли минимального уровня в 200-230 долларов за кубометр (12500-14000 рублей). То есть фактически предприятия, реализуя продукцию на этот рынок, работают в убыток.

"Экспортеры надеются на получение значительных транспортных субсидий, чтобы в итоге сохранить минимальную рентабельность производства", - говорят аналитики. Вслед за практиками они констатируют, что краеугольный камень для поставок российских пиломатериалов как на уже освоенные рынки, так и на новые - стоимость и доступность логистики, потому что нынешний уровень цен и затраты на нее не позволяют эффективно работать на новых рынках.