Страховщики назвали число водителей без ОСАГО

По экспертным оценкам страховщиков около 10 процентов водителей ездят без полиса ОСАГО. В этом году специалисты компании "Согласие" получили свыше 4,6 тысяч заявлений от автовладельцев с полисами каско, которые по вине других водителей попали в ДТП, и при этом у виновников аварий не оказалось ОСАГО.
Александр Рюмин/ТАСС

В России зарегистрировано 60,1 млн механических транспортных средств. Из них 50,3 млн - это легковушки.

- К сожалению, доля автовладельцев без ОСАГО не снижается, а, по некоторым оценкам, даже растет. О точных цифрах говорить сложно, так как количество транспортных средств, зарегистрированных в России, не отражает реального числа ездящих водителей. Но полагаю, что можно говорить о показателе в 7-10% водителей, которые действительно не покупают ОСАГО, при этом передвигаясь по дорогам на своих транспортных средствах, - отмечает директор департамента андеррайтинга и управления продуктами страховой компании "Согласие" Павел Нефедов.

Есть несколько причин, по которой водители предпочитают ездить без ОСАГО. Несоизмеримо малое наказание за отсутствие страховки, а также слабый контроль за ее наличием. Камеры, которые должны были вычислять такие машины и автоматически выписывать штрафы, так и не заработали. А инспекторов на дорогах не хватает. Рост же количества незастрахованных обусловлен скорее всего ростом стоимости самого ОСАГО.

Однако, по словам Павла Нефедова, средняя стоимость полиса ОСАГО в октябре составила 7 172 рублей. В сентябре она была 7 060 рублей, таким образом, после расширения тарифного коридора произошла небольшая коррекция на 1,6%.

- Даже при росте стоимости полисов цена страховки остается несопоставимой с рисками ответственности водителей, которые при каждом ДТП могут оказываться в весьма затруднительном положении.

После введения нового коридора базовых тарифов полисы подорожали на 10-15% для отдельных водителей, но не на 30% в среднем, как увеличилась стоимость запчастей по справочнику. ОСАГО по-прежнему выполняет свои функции с точки зрения страховой защиты потребителя. Цены запчастей в справочниках ощутимо растут, автовладельцы получают выплаты на достаточно рыночном уровне. Кроме того, проблем с доступностью ОСАГО с внедрением перестраховочного пула стало ощутимо меньше, - сообщил Павел Нефедов.

В случае, когда у виновного в ДТП водителя нет ОСАГО, всё бремя возмещений ущерба полностью ложится на него. При этом пострадавшие в ДТП водители оказываются дважды наказанными не за что. Во-первых, им разбили машину. Во-вторых, им приходится еще бегать по судам и разным инстанциям, чтобы возместить ущерб.

Но если автомобиль пострадавшей стороны застрахован по каско, то по этому полису выплаты перечисляет страховщик - без разницы, есть у виновника ОСАГО или нет. Однако выплаченный ущерб страховщики постараются взыскать с виновника ДТП, раз он не застраховал свою ответственность.